Меню Рубрики

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора орион схема

Принесли в ремонт указанное ЗУ, заявленная неисправность – не заряжает АКБ. Правда, никто не удивлён?
Я не люблю этих мутантов большого семейства Орионов, но ремонтировать надо. Открываю верхнюю крышку, снимаю плату. Все детали по виду целые, подгоревших участков платы нет. Подключаю устройство к АКБ, загорается зелёный светодиод «Напряжение». Подключаю ЗУ к сети 220 вольт через разделительный трансформатор (он у меня теперь попроще – всего 250 Вт мощности на выходе) – светодиод «Ток» не загорается, но слышен звук запускающегося преобразователя. Он в этом устройстве «чудесный»: двухтрансформаторный с самозапуском. Никакого тактового генератора нет, поэтому частота преобразования имеет право постоянно изменяться. Напряжение на АКБ как было 12,7 вольта – так и осталось, АКБ не заряжается.
Проверяю силовую часть схемы, все компоненты на первый взгляд исправны. Силовой выпрямитель вторичной цепи – тоже исправен. Видимо, беда в схеме управления.
Данное ЗУ принесли в коробке, судя по упаковке – это «производство» рязанской организации Оборонприбор. Схема управления отличается от питерской, вот она.

Начинаю проверять полупроводники – и вот удача: переход база-коллектор транзистора VT3 прозванивается неадекватно. Судя по обозначению на корпусе транзистора 1E – это ВС847 с максимально допустимым током коллектора всего 100 мА. При этом в его коллекторной цепи — набор последовательно-параллельно включенных резисторов общим сопротивлением 20 Ом, а в плате по обеим сторонам этого набора выполнены две прорези явно для его вентиляции. И вряд ли среднее значение тока через этот набор резисторов всего 100 мА.
Смотрю в своих запасах подходящий транзистор с бОльшим током коллектора, нахожу 2SD667 (максимальный ток коллектора 1 А). Он не в SMD-исполнении, но вариантов нет. Выпаиваю неисправный 1E и ставлю вместо него 2SD667.

Читайте также:  Делаем паука своими руками

Выглядит довольно вульгарно, но цель достигнута: ЗУ запустилось и выдаёт зарядный ток. Поскольку моя тестовая АКБ всегда почти полностью заряжена, то ЗУ через пару минут перешло в режим «5 секунд заряд – 15 секунд пауза». Что интересно: красный светодиод «Ток» не гаснет во время паузы. Видимо, тока базы транзистора VT5 достаточно для его открывания.
Теперь, увы, у меня нет токовых клещей, которые способны измерить постоянный ток, поэтому наличие зарядного тока я определяю по измерению напряжения на выводах АКБ при включенном в сеть ЗУ.
Почему мутанты? Во-первых, нет тактового генератора, запуск осуществляется с помощью симметричного динистора DB3. Во-вторых (и это самое печальное) – нет вентилятора охлаждения ЗУ. Неоднократно уже приносили в ремонт 150-е Орионы с пробитыми потемневшими силовыми транзисторами инвертора и даже с оплавившимися пластмассовыми крышками над их радиаторами. Люди покупают в магазине ЗУ, платят немалые деньги, надеются на продолжительную работу покупки, а оно козью морду показывает 
Итог: устройство отремонтировано. А вот покупать эту модель не рекомендую.
Задавайте вопросы, постараюсь ответить.

Принес мне товарищ заводское зарядное устройство Орион PW325, оно не давало никаких признаков жизни. Предистория его не извесна, просто не работает и все. Разобрал его и увидил черные полосы на плате между радиаторов, предохранитель был перегоревший. Ну все сразу было понятно, короткое замыкание.

Орион PW325

Первым делом полез в интернет в поисках схемы, на удивление схема довольно популярна, как и количество ремонтов.

Орион PW325 Схема

Выяснилось, что это стандартная схема на Tl494 с развязывающим трансформатором драйвером, регулировка идет через компараторы на ОУ LM324, токовый шунт простая медная перемычка. В схеме присутствует защита от переполюсовки

Читайте также:  Датчик включения светодиодной подсветки

Ну что же распаиваю транзисторы и выпрямительный диод Шотки, предварительно разжав ушки радиаторов снизу платы. Выпаиваю транзисторы защиты от переполюсовки и начинаю проверку.
Ключи оказались мертвые, один корпус раскололся. Диод Шотки был цел, полевики с перепосовки тоже целые.
В чем была причина пробоя не понятно. Предположил, что где то подсох конденсатор в цепях драйвера, поэтому заменил все сразу. Поставил новые 13007 на радиаторы через термопасту, 13007 и конденсаторы заказал из Китая вот ссылка на транзисторы, а вот ссылка на кондеры. Все по дешевке

Пришло время пробы, по старинке запускаю через лампу. Лампа резко вспыхнула и погасла, значит проблем в питании нет. Убрал лампу и запустил напрямую, блок питания заработал напряжение на выходе 14,2В.

Поставил на место все детали, собрал обратно корпус и отдал товарищу на испытания.. Все работает как надо, человек доволен.
Мое мнение об этом зарядном не очень, схема хорошая а собрано криво. Ну и на память несколько фото

Принесли в ремонт зарядное устройство данного типа.

Фото из Интернета, т.к. принесли без корпуса.

Не работает, умерло спокойно, даже без дыма.

Вариант платы такой.

С другой стороны.

При осмотре выявлен сгоревший транзистор 13007, диод цепи самозапитки микросхемы ШИМ, резисторы цепи самозапуска. Все успешно заменено. Вид со стороны дорожек.

Первоначальное включение через лампу. Запуск есть, но выходное напряжение всего шесть с небольшим вольт.

Зарядное собрано на типовой TL494. Все проверено, ШИМ жив, импульсы везде есть, амплитуда нормальная, силовая часть в норме, диоды в норме. А напряжение малое.

Будем искать. После размышлений и поисков локализуем место и находим. При воздействии на конденсатор напряжение нормализуется.

Читайте также:  Аренда аэратора для газона

Смотрим внимательно и видим, что под конденсатором, который задает частоту работы ШИМ практически нет припоя, а сплошные окислы. Извините за качество фото.

Будем менять, но не судьба, кондер разваливается при попытке пайки. .

Меняем на керамику с ножками (там даже отверстия есть), и наблюдаем нормальную работу зарядного.

Итог неисправности,- малая и нестабильная частота работы ШИМ из-за конденсатора. Сбивало с толку то, что элементы исправны, сигналы есть, а не работает. Сам вот косякнул, импульсы посмотрел, а частоту не померял. Ну да все нормально, ремонт закончен. 💁

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector