Меню Рубрики

Жесткое дно для надувной лодки своими руками

Давно уже собирался написать этот блог, да все руки не доходили. (Ни в коем случае не оправдываюсь).

Первое, что необходимо – желание и потребность. Если со вторым точно проблем нет (увлекаюсь джеркингом, а это подразумевает ловлю стоя), то первое немного подвязано под наличие свободного времени – с этим были определенные трудности.

Дальше – проще. Лодку купил, лист привез (если кому интересно, в личку), стрингера нашел и купил, время выкроил – теперь за работу.

Для начала снимаем мерки с днища лодки, пусть даже приблизительные, но это не критично.

Получилось где то так.

Дальше приводим в порядок чертеж (с этим тоже нет проблем).

Сравнили, что было и что получилось – вреде все отлично :)

Теперь самое время заняться практическими занятиями, вспомнить школьную программу и уроки труда.

Итак понеслась – теперь точно ни какая сила меня не остановит.

Все детали и инструменты в сборе.

Делаем разметку и первые пропилы согласно чертежа.

Для наглядности тестирую центральный фрагмент по длине 860 мм на прогиб – прогиб около 7-8%.

Точечная нагрузка 98 кг Сами понимаете – это не фанера, как следствие, моторы больше 15 л.с. не рекомендую к использованию в сочетании с пластиковым днищем. Да в принципе, другие задачи преследуются: для гребных лодок – легкость (об этом в конце скажу пару слов), да и цена – бомба (по сравнению с тем, что предлагают производители лодок).

Итак, все порезал – примеряем, сравниваем, дорабатываем (совсем немножечко).

После зачистки торцов обычной наждачной бумагой, делаем окантовку (я сделал брезентом) и устанавливаем в лодку.

Все получилось как в аптеке (рад за себя даже анекдот вспомнился: – Хорошо все уметь, но не дай бог все самому делать). В общем, доволен своей работой.

Маленький тест с точечной нагрузкой в 98 кг ничего не показал – ни прогиба ни других упругих деформаций.

Ну вот собственно и все. Лодка готова к спуску и нормальной эксплуатации.

До встречи на воде :)

Всем спасибо, что досмотрели до конца

П.С. Личные наблюдения и несколько пожеланий, приимущества и недостатки:

1) Преимуществ довольно много: а) вес всего пола на лодку 2,5 м составил 3,5 кг (без стрингеров), в то время, как три ламели из фанеры под 4 кг; б)время на все заняло 37 минут + 5 минут на сборку и 8 минут на разборку и укладку лобки в сумку.

2) Недостатки – наверно есть, пока не заметил.

3) Из пожеланий: для окантовки можно использовать любой подручный материал. Главное уменьшить возможное трение торца о брезент лодки (края хоть и не острые, но все же это кромка).

4) Принимаются конструктивные пожелания и вопросы.

Вот так.

Есть у меня небольшая одноместная гребная ПВХ-лодка, которую я частенько беру на рыбалку. В поплавочной ловле она помогает точнее определиться с местом рыбалки, используя эхолот, поставить буек, порыбачить на зорьке, осуществляя проводку на реке или на карасевом пруду. В спиннинге неплохо подходит для облавливания окрестностей, помогает пройти сплавом по реке, хороша она и для небольших водоемов.

Но, как и на большинстве одноместных лодок, на ней не предусмотрен пайол. С одной стороны, это заметно уменьшает массу и габариты упаковки при транспортировке, а с другой — остаешься без преимуществ жесткого настила. А они существенные. Прежде всего, ото намного большее удобство при ловле: появляется возможность перемещаться в лодке; кроме того, для меня, как поплавочника, важным фактором является устойчивость ведра с прикормкой — важно, чтобы при любом движении оно не опрокидывалось. Лодка с жестким дном легче идет под веслами, позволяя затрачивать меньшее усилие для гребли. Поскольку купить пайол заводского изготовления на эту модель лодки нельзя, пришлось его делать самостоятельно.

Материалы

От водостойкой (бакелитовой) фанеры я отказался сразу — слишком она тяжелая, преимущество малой массы комплекта сразу теряется, да и, как выяснилось, купить ее не так просто. Решил использовать обычную фанеру толщиной 6 мм прошедшую обработку от влаги. Стандартный лист фанеры точно по размеру распилил в магазине «Леруа Мерлен», и везти ее стало удобно. Поначалу сомневался в прочности и жесткости 6-миллиметровой фанеры, но небольшой квадрат (заготовка для пайола) оказался вполне жестким, а с учетом того, что он станет опираться на дно и воду, да еще будучи связанным с другими кусками, выяснилось, что и прочности вполне достаточно. Наверное, прыгать в лодке он не позволит, но комфортно перемещаться и разместить все снаряжение вполне возможно. Ловить стоя я не собирался — небольшая лодка сама по себе неустойчивая, а свалиться за борт вряд ли у кого входит в планы рыбалки. Зато подобный пайол оказался максимально легким из всех возможных вариантов.

Читайте также:  Дезинфекция медицинских термометров проводится в растворе

Фанеру, естественно, надо защитить от воды. Современные лаки и пропитки с этим отлично справляются. У меня уже был небольшой опыт в изготовлении пайолов: тогда я пропитал фанеру обычной декоративной пропиткой, защищающей от влаги. Несколько лет использования не выявили особых проблем, разве что в углах стали появляться признаки разрушения. На сей раз я решил сделать защиту более основательной и купил небольшую банку недорогого яхтенного лака. Еще понадобились несколько кисточек: одна-две для нанесения лака в два слоя и маленькая (дюймовая)-для клея, а также валик или шпатель для разглаживания ткани.

Отдельные листы фанеры требовалось соединить между собой в пайол. Вариант жесткого соединения я не стал рассматривать-для гребной лодки это лишняя масса и дополнительные операции при сборке-разборке. Оптимальным оказался вариант склеивания листов фанеры полосками ткани ПВХ; правда, были сомнения относительно прочности соединения клея и лака на фанере. Ткань у меня была; впрочем, ее несложно приобрести. Понадобилось еще несколько тюбиков клея для ПВХ (у меня ушло примерно 150 мл). Затраты на материалы составили не более 1000 рублей.

Самым сложным оказалось выяснить, с каким зазором пайол должен вставляться на дно лодки. Удалось поговорить с производителями лодок, которые сказали, что зазор должен быть около 5 мм. Сделав именно такой, я все же несколько промахнулся, поскольку этот зазор рассчитан на более толстую фанеру дна; для моей можно было делать практически враспор. На надутой лодке надо натянуть ткань дна поперек бортов и измерить полученное расстояние. Для удобства все это можно сделать с внешней стороны плавсредства. Отняв 2-3 мм, получаем необходимую ширину листа фанеры.

Длина пайола измеряется по длине дна лодки. Чтобы точно повторить контуры дна в носовой и кормовой частях, сделал шаблон из картона. У меня имелось довольно существенное ограничение по длине и ширине сложенного пайола, поскольку хотелось вписать его в платформу-стол, которая практически всегда со мной на рыбалке. Из-за этого я пожертвовал длиной пайола и сделал его чуть короче, чем дно лодки, немного отступив от носовой части. Плюсом в этом случае стало то, что линия перегиба дна (у меня лодка со слегка поднятым носом) легла как раз на место стыка листов. Это совершенно не сказывается на удобстве пользования лодкой, зато пайол в собранном виде отлично укладывается со столом в автомобиль. Мой пайол получился из четырех частей.

Фанеру точно по размеру я распилил еще в магазине, осталось обработать углы и боковые стыки. Все торцы (которые прилегают к лодке и будут состыковываться, а затем склеиваться тканью ПВХ) закруглил, все углы сделал по радиусу, в этом мне помогла «болгарка»» с лепестковым кругом. Не должно оставаться ни одного острого угла или кромки, которые могут повредить ткань. Окончательно со всех сторон обработал края мелкой шкуркой на тканевой основе. Самая грязная часть работы — покрытие лаком. Фанеру надо обработать со всех сторон без пропусков. Срок высыхания лака — несколько суток; после первой выдержки зачистил еще раз со всех сторон для лучшей адгезии, а также убрал недостатки, подтеки и залакировал начисто. Как показала практика, двух слоев лака вполне достаточно. Дополнительно окрашивать пайол я не стал — светлый меньше нагревается на солнце. Через несколько дней, когда лак полностью полимеризовался, приступил к самому сложному — склейке листов лентой ПВХ.

Для качественной склейки клеем для ПВХ желательно пользоваться промышленным феном, который нагревает клеевой шов и удаляет из него растворитель. Склеивать следует четко по инструкции. Листы фанеры надо склеивать лентой так, чтобы она позволяла складывать пайол «гармошкой». Для этого одну сторону я клеил, разложив фанеру на полу на газете, а другую — в сложенном состоянии. Надо учесть, что клей для ПВХ, который можно купить в магазине, не предполагает коррекции деталей при склеивании, а значит, надо сразу точно позиционировать все детали. Помогает в этом предварительная разметка карандашом. После соединения деталей я прикатывал ткань пластиковым узким шпателем для удаления пузырей воздуха. Носовую часть приклеил так, чтобы она немного изгибалась вверх, повторяя контур дна. После склеивания необходима выдержка в течение нескольких дней, после чего можно проводить долгожданные испытания на воде.

Читайте также:  Деревянные балясины для лестницы фото

Масса пайола для моей лодки составила примерно 3,5 кг, что не слишком увеличило массу комплекта. Кстати, при необходимости пайол можно оставить дома При эксплуатации в течение рыболовного сезона склейка фанеры и ПВХ-ленты не разошлась, а лак надежно защищал пайол от воды и грязи. Надо сказать, что это мой первый опыт в изготовлении пайола типа «книжки», и он оказался успешным. Я уверен, что у любого рыболова также все получится.

К истории вопроса

Производство надувной резиновой лодки «Нырок» началось на одном из предприятий Ярославля в 1972 году. Конструкция из двух сопряженных U-образных баллонов оказалась настолько удачной, что за без малого 40 лет в нее не вносилось принципиальных изменений. «Нырок» стал своего рода рыболовным автоматом Калашникова: совершенствовать его некуда, ибо достигнут идеал простоты и надежности. И, как на базе знаменитого АК было создано еще много всего автоматического и стреляющего, так и классический ярославский «бублик» разошелся в многочисленных, косметически модернизированных вариантах. Надувное дно, одно-, двух-, трехместные модели, поворотные уключины, деревянные сидения, конструкция из 3 отсеков, разные торговые названия, но в своей основе любой представитель семейства оставался все тем же «Нырком».

Рыболовы и туристы полюбили эту лодку, пришлась она по вкусу и охотникам, которые не зубоскалили насчет ее названия, зная, что нырок – это утка. Плюсы «Нырка» налицо – компактность (укладывается в небольшой рюкзак), ремонтопригодная (зашивается и клеится даже без вулканизации), невысокая цена по сравнению с аналогами из ПВХ, хорошие гребные свойства и «неубиваемость»: моему первому «Нырку» модели «41» уже 13 лет, а он жив-здоров и весной этого года бодро прошел сплав по каменистой речке.

Однако имеются у лодки и недостатки. Во-первых, она относительно тяжела: три слоя – резина, ткань, резина; деревянные весла и скамейки весьма ощутимо оттянут плечи путнику, отправившемуся на рыбалку на удаленный водоем. Резина в отличие от ПВХ тянется, даже будучи проклеена тканью, поэтому необходимо контролировать давление в баллонах. Известно много случаев, когда перекаченные отсеки взрывались в жаркий солнечный день.

Жалуются рыболовы и на воздействие на резину бензина и масла. Мне трудно что-то сказать по этому поводу, поскольку по идее «Нырок» и бензин встречаться не должны. Мотор, даже маленький, лодке не нужен, а там, где река загрязнена топливом, нет рыбы, дичи и неинтересен сплав.

Главный, на мой взгляд, минус лодки семейства «Нырок» – невозможность полноценной ловли с нее спиннингом, которая предполагает стоячее положение рыболова. Сидя даже на жесткой скамейке, по-настоящему ловить можно только на дорожку. Оценка дистанции, правильный заброс, ступенчатая проводка, джеркинг, вываживание, подсачивание – эти и многие другие операции рыболов лучше делать стоя. Мягкое, пружинящее днище лодки (простое или надувное – без разницы) не дает возможности встать в полный рост.

Однако этот недостаток, в отличие от перечисленных выше, технически устраним. Лодке необходимо вставное жесткое днище, точнее сказать – палуба. Ее изготовлением я и решил заняться, причем предлагаю читателям не итоговое сухое техническое руководство по сборке, а возможность следовать за мной «в реальном времени» и следить за каждым шагом работы, среди которых будет и пара ошибок.

Нарушение правил

Будем считать, что обычный владелец «Нырка» ездит на легковом автомобиле без багажника. Лодка транспортируется в свернутом состоянии, поэтому палуба также должна быть разборной и помещаться в машину. Владельцам кузова «универсал», к которым отношусь и я, несколько проще, но пусть наша палуба войдет в салон «седана».
Размер внутренней стороны днища 2-местных лодок нашего семейства – 800 на 2300 мм. Дощатая палуба, даже из тонких реек или планок, таким образом, исключается, иначе мы получим ворох досок и многочасовое мучение с их скреплением между собой. Оптимальный вариант – многослойная фанера. Если спиннинг – ваше постоянное «боевое оружие», стоит взять водостойкую фанеру, я же бросаю блесну от случая к случаю, поэтому буду довольствоваться обычной фанерой, естественно, с последующей покраской.
Шестислойная фанера толщиной 9 мм понравилась мне больше всего. Стандартный лист любой толщины, продающийся в розницу у нас в регионе – это квадрат 1525×1525 мм. И вот я стою у ворот склада с 1,5-метровым фанерным листом (впрочем, кто с кем рядом стоит – вопрос спорный, ибо лист тяжелый, неудобный и парусящий). А что дальше? Багажника у автомобиля нет, неужели придется заказывать грузовое такси?
Решение нашлось несколько авантюрное, но простое и практичное. Лодке нужна палуба? Тогда пусть сама лодка и помогает везти материал! Не надутую лодку аккуратно раскатываю на крыше машины дном вниз, после чего кладу на нее лист фанеры (фото 1-2) и креплю веревкой к крыше автомобиля через дверные проемы (не через опущенные стекла, иначе не откроете дверь!) Поехали! Скорость, естественно, держим невысокую, чтобы не нарастала подъемная сила. После того, как разгрузил машину, на крыше – ни царапинки. Можно брать в руки ножовку.

Читайте также:  Дифференциальная защита шин принцип действия

Кройка и шитье

Итак, знакомьтесь. Моя модификация «Нырка» носит название «Иволга-2-06». В носовой части не один, а два баллона-скулы. Дно по-прежнему надувное. Если положить лодку дном вверх, точный контур будущей палубы будет хорошо виден по второму от края сварному шву (фото 3). Разрезаем фанерный лист на два равных прямоугольника, ширина каждого будет 762,5 мм (фото 4).

Этого как раз достаточно, чтобы загнать палубу под борта и прижать ее ими. Палуба будет состоять из двух частей – носовой и кормовой. Длина каждой части – 1150 мм. Так они гарантированно войдут в салон любой средней легковой машины. Носовой и кормовой края фанеры закругляем. Выкройку для этого легко сделать из обычной газеты. Шов, по которому определяем контур дна (палубы), прекрасно через нее прощупывается (фото 5-7).

Нос «Иволги» острее, чем у классического «Нырка», по-этому носовая часть палубы будет заужена (фото 8). Соединительным «мостом» между двумя частями палубы будет служить один из двух кусков фанеры шириной 375×762,5 мм, отпиленных при изготовлении основных частей палубы. Второй маленький прямоугольник не нужен (фото 9).

В носовой части палубы не забудем сделать отверстие для патрубка надувного днища, в просторечии именуемого «пипкой» (фото 10).

Две части днища скрепляем с помощью «моста» и 12 болтов М8х25 мм. Для этого сверлим отверстия на одинаковом расстоянии от краев и середины «моста» (я отступил 40 мм). Соединив фанеру парой «наживочных» болтов, остальные отверстия я проделал в соединенном состоянии, в дальнейшем это обеспечило точность совмещения. Шайбы не понадобятся: плотно завернутая гайка на фанерном листе держится хорошо. Скруглять слесарную шестигранную головку болта также не нужно: толстую резину днища она не процарапает. А вот болты лучше купить нержавеющие.

Края частей палубы и отверстий в них обрабатываем наждачной бумагой. Сделать это нужно очень тщательно, любая оставшаяся заноза – крайне опасный сосед для резины. Наконец, можно приступать к покраске (фото 11).

Разбор полетов

В итоге ремкомплект вашей надувной лодки потяжелел на дюжину болтов с гайками и на один ключ «на восемь». Сложенные части палубы входят на багажную полку небольшого универсала или ставятся стоймя к спинке заднего сидения (фото 12-13). По отзывам пассажиров, это терпимо и способствует улучшению осанки.

Чтобы ничего случайно не поцарапать и не испачкать (на обратном пути палуба будет несколько грязнее), можно сшить для нее чехол с ручками. Так будет удобнее ее переносить.
А вот с носом я допустил ошибку: у «Иволги» он не только заужен, но и чуть поднят вверх. Вставленная под борта палуба опасно натянула нос днища, так что ее носовую часть пришлось значительно скруглить <фото 14).

Опасение вызвали и крайние ряды гаек, которые едва-едва не царапают внутреннюю нижнюю часть борта. Советую отступить не 40, а 60-70 мм от края – клеить протертую резину в этом месте трудно, лучше не рисковать (фото 15)!

И, наконец, о приятном. В лодке можно спокойно стоять и даже ходить от носа до кормы! Ноги сначала чуть пружинят, но потом привыкают и почти не напрягаются. Идеальный вариант – стоящий спиннингист и сидящий гребец, так создается дополнительная остойчивость.

Вся попавшая в лодку вода стекает под палубу на резиновое днище, и под ногами ничего не хлюпает. Палуба выполняет функцию жесткой распорки, и лодка стала гораздо более ходкой, четкой в управлении и устойчивой на курсе.

И, конечно, весь «театр рыболовных действий» теперь перед глазами. Прикинув расстояние с высоты роста, кладем приманку точно в намеченное место и ведем ее так, как захотим!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector