Меню Рубрики

Автомобильное машиностроение в россии

Содержание

Машиностроение в России является одной из наиболее развитых отраслей промышленности и очень важной составляющей экономики страны. Большинство самых крупных предприятий этой отрасли были построены в советский период. По имеющимся официальным данным, на данный момент в России действую порядка двух тысяч средних и крупных предприятий машиностроения, к которым относятся в том числе и предприятия металлообработки.

Центры машиностроения в России

Одним из наиболее значимых сегментов машиностроительной промышленности страны является оборонно-промышленный комплекс, ежегодный объем выручки которого превышает шестнадцать миллиардов долларов.

Однако важность этого сектора экономики связана не только с объемом годовой выручки, но и с тем количеством политических и научных связей, которые создаются благодаря военно-техническому сотрудничеству. Сегодня у России имеются договоренности о сотрудничестве с более, чем восьмьюдесятью странами. Самыми крупными партнерами являются Китай, Индия, Аргентина, Венесуэла, Индонезия и Вьетнам.

Крупнейшие центры машиностроения в России, которые задействованы в производстве военной техники, – Нижний Тагил, где расположен "Уралвагонзавод"; "Ижевский машиностроительный завод", на котором производят известные автоматы Калашникова; Нижегородский машиностроительный завод, на котором производят различные виды боеприпасов.

Тяжелое машиностроение России

К тяжелому машиностроению относят также и судостроительную отрасль, которая считается одной из самых технологичных и наукоемких. На более чем тысяче предприятий, задействованных в производстве судов, обеспечивается полный производственный цикл от разработки прототипов до внедрения самых современных систем электроники и радиоразведки.

Если немного расширить круг предприятий, задействованных в той или иной степени в производстве продукции для судостроения, то их число вырастет до четырех тысяч. Такое увеличение числа происходит за счет включения конструкторских бюро, занимающихся разработкой высокотехнологичных комплектующих и сложной электроники двойного назначения.

Крупнейшими центрами тяжелого машиностроения России являются такие морские города, как Санкт-Петербург, Северодвинск и Калининград. Кроме того, важные для отрасли предприятия находятся в Нижегородской области.

Автомобильная промышленность

Но машиностроение в стране имеет не только военное назначение, важное место занимает также и гражданское автомобилестроение, которое представлено тремя крупнейшими предприятиями отрасли: АвтоВАЗом, КАМАЗом и крупным машиностроительным концерном ГАЗ, к которому относятся двенадцать предприятий, с одной из самых широких географий машиностроения в России.

Однако большинство из предприятий, относящихся к названным корпорациям, переживают продолжительный кризис последние десять лет, вызванный падением спроса на их продукцию. В свою очередь, падение спроса на продукцию отечественного автомобилестроения вызвано усилившейся конкуренцией на этом рынке.

В период с 2000 по 2010 год в стране были построены многочисленные заводы, выпускающие продукцию под такими брендами, как Nissan, Opel, Kia, Volvo Truc и Ford.

Однако иностранные производители приходят на российский рынок не только через строительство собственных заводов, но и через инвестиции в уже имеющиеся предприятия и покупку акционных долей. Например, крупным акционером КАМАЗа является компания Daimler.

Авиационная промышленность России

Отрасли машиностроения в России представлены в том числе и авиационной промышленность, которая, как и кораблестроение, требует серьезных научных, человеческих ресурсов и сильной производственной традиции.

Все мощности авиастроительной промышленности страны разделены между двумя государственными корпорациями: Объединенной авиастроительной корпорацией и Оборонпромом.

В первой сосредоточены ресурсы и предприятия, задействованные в производстве самолетов, в том числе и всех необходимых комплектующих, а также авионики. В состав этого акционерного общества входят двадцать предприятий, производящих как военную и гражданскую продукцию, так и продукцию двойного назначения, а ее крупнейшим предприятием является "Компания "Сухой"".

В состав Оборонпрома входят предприятия, на которых разрабатываются и производятся вертолеты и комплектующие. Главный офис находится в Москве, но учитывая то, что ей принадлежит корпорация "Вертолеты России", то можно смело говорить об общероссийском значении компании.

Читайте также:  Железные плинтуса для пола

Ракетостроение и космическая отрасль

В современном мире сложно представить какую-либо экономику, обходящуюся без таких средств связи, как скоростной интернет и стабильная сотовая связь. Многие процессы в мировой экономике основаны на быстром обмене данными между хозяйственными субъектами, находящимися на огромном удалении друг от друга.

Ракетное машиностроение России обеспечивает ей лидирующие позиции на международном космическом рынке и позволяет ежегодно выводить на орбиту десятки спутников для международных заказчиков.

Крупнейшими предприятиями отрасли являются "РКК "Энергия"" и ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, занимающиеся разработкой и производством ракет-носителей, с помощью которых обеспечивается бесперебойное снабжение МКС и доставка к ней космонавтов.

Сельскохозяйственное машиностроение

Тяжелое машиностроение России представлено также и производством сельскохозяйственной техники, без которой невозможно представить эффективного использования огромных земельных и климатических ресурсов страны.

Одним из лидеров не только российского, но и мирового сельскохозяйственного машиностроения считается предприятие "Ростсельмаш", расположенное в Ростове-на-Дону.

Кроме того, предприятия сельскохозяйственного машиностроения России расположены в Челябинске и Чебоксарах. Другое важное предприятие, занимающееся производством оборудования для хранения, очистки и сортировки зерна, находится в Воронеже и называется "Воронежсельмаш".

Автомобилестроение

Автомобилестроение одна из отраслей промышленности, которая занимается выпуском безрельсового транспорта, преимущественно с двигателями внутреннего сгорания.

Данная отрасль является крупным потребителем продукции цветной и черной металлургии.

Как отрасль данной направление машиностроения зародилось в 19 веке в Германии и Франции, чуть позднее оно стало развиваться в Англии, США, Италии, Канаде, России и др.

По мере развития автомобилестроения, из него вытеснялась деревообрабатывающая составляющая, так как деревянные кузовные изделия заменялись металлическими.

В 1950 году активно начало развиваться автомобилестроение в Японии, где в эти же годы была применена система Кайдзен, известная так же как метод Тойоты. К 1970 годам в ней широко стали применяться автоматизированные станки с ЧПУ, а также с промышленными роботами-манипуляторами. К тому же для повышения производительности труда, начали применяться логистика и специальная система поставок комплектующих.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

К 1980 годам Япония обрела звание мирового лидера в автомобилестроении.

При поддержке некоторых западноевропейских стран, постсоциалистические страны начали модернизацию своего автомобилестроения, и благодаря этому в 2009 году звание лидера перешло к КНР.

Многие мелкие производители объединялись в крупные концерны и зачастую размещали свои площадки в странах третьего мира, прежде всего в Китае.

Огромную популярность приобрели такие конкурсы как автомобиль года, проводимые в разных странах. Так же был произведен конкурс автомобиль века, в котором победу одержал Ford T.

С 1980 годов в автомобилестроении наметилась тенденция внедрения продукции электронной промышленностью, представленной системами управления двигателями, коробками передач и трансмиссией и многим другим.

В 21 веке самыми значимыми направлениями стали развитие экологических и экономических показателей, повышению безопасности, улучшение ходовых качеств и тд.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Так же в 21 веке появилась тенденция создания гибридных и полностью электрических автомобилей, особенно она проявилась в США и Китае.

К 2025 году Китай намерен занять лидирующие позиции в мире по выпуску гибридных и электрических автомобилей.

Но все не может быть всегда хорошо, одной из наиболее важных проблем на сегодняшний день является утилизация автомобилей, вышедших из строя. Чтобы как-то решить эту проблему во многих странах от производителей требуют полную информацию о затраченных материалах. Для данного контроля была создана программа IMDS в которую на сегодняшний день входят более 20 стран мира.

Читайте также:  Блок усиления профильной трубы чертеж

Автомобилестроение в России

Первый автомобиль с использованием ДВС был выпущен и продемонстрирован в 1896 году Яковлевым и Фрезе.

Однако же первые серьезные усилия государство приняло в годы Первой мировой войны, тогда в 1916 году были выделены государственные средства для строительства 6 автомобильных заводов.

В 1924 году был выпущен первый полностью советский автомобиль.

Одним из крупнейшим производителем автомобилей в советское время считался ГАЗ, который собирал легковые и грузовые машины по технике Ford. Данное предприятие с более мелкими обеспечили к 1938 году первое место в Европе и второе в мире по выпуску грузовиков.

В годы Второй мировой войны широко производились автомобили на основе деталей, обеспеченных по ленд-лизу, от США.

До 70-х годов большее предпочтение отдавалось производству грузовых машин, в частности военных тягачам и грузовикам двойного назначения.

Легковые же автомобили стали массово выпускаться после строительства завода ВАЗ в Тольятти. На данном заводе выпускались популярные марки Жигули и Нива, а также было налажено производство нового типа кузова хэтчбек.

В 1976 году начал свою работу один из крупнейших заводов Европы, КамАз. На его цехах производились автомобили с дизельным двигателем.

К 80-м годам Россия занимала второе место по производству грузовиков, первое по выпуску автобусов и пятое в мировом рейтинге производства автомобилей.

Однако не смотря на развитие проявлялись и отголоски застоя производства. В частности, это сказывалось на качестве комплектующих и сборке, оставался дефицит запчастей, и как, следовательно, сокращался выпуск продукции.

После распада СССР российское автомобилестроение испытывало острый кризис. Из-за финансовой ситуации оказалось невозможным обновить производственных программ, так же на это влиял физических износ производственных мощностей.

Наиболее тяжелое время удалось пережить далеко не всем, три крупных завода ГАЗ, ЗИЛ и АВТОВАЗ, смогли преодолеть этот период благодаря выпуску новой продукции.

В первой половине 2000-х годов многие автомобильные заводы были объединены в крупные холдинги (Группа ГАЗ, Соллерс).

С 2002 года в России возрос выпуск иномарок.

В 2011 году было подписано крупное соглашение по расширению локализации в России, данное соглашение подписали такие крупные фирмы как:

С открытием иностранных филиалов ожидалось быстрое распространение иностранных автомобилей на территории России, но из-за кризиса 2008 года данное распространение стало не столь широким.

На 2016 год доля иностранных машин в России составляет 74%.

В 2010 году для стимулирования отечественного автопрома, была запущенна программа обмена старого авто на новый. Эта программа позволила увеличить производство на 30% по сравнению с 2009 годом.

Но даже глобальная локализация иностранных производителей в России, не смогли вытеснить Россию из числа лидеров. В настоящее время Россия занимает 15 место в мире.

К 2011 году производство автомобилей российской сборки выросло до 70%, а к 2016 году дол выпускаемых автомобилей уже составила 79%.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Машиностроение является отраслью тяжелой промышленности, которая производит машины самой разнообразной конструкции и назначения, от предметов общего потребления для населения до оборонной техники.

Применение продукции машиностроительной отрасли возможно повсеместно.
Создание продукции машиностроения имеет цель – повысить производительность труда и облегчить его в абсолютно всех отраслях народного хозяйства посредством производства необходимого для этого оборудования.

Машиностроительный комплекс однозначно можно назвать ведущим среди всех межотраслевых комплексов и крупнейшим из всех промышленных комплексов, работающих в России, так как 20 % производимой продукции приходятся именно на его долю. Уровень развития машиностроительной отрасли прямо пропорционален уровню экономического развития страны. Развитие научно-технического прогресса страны непосредственно влияет на развитие машиностроения.

Читайте также:  Где лучше посадить крыжовник на участке

Что касается географического размещения машиностроительных предприятий, то оно обусловлено следующими факторами:

1.Наукоемкость – необходимость использования научной базы, а именно – научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и т.п. Исходя из этого, предприятия по производству современной сложной техники размещаются в крупных городах и районах.

2.Металлоемкость – необходимость потребления большого количества цветных и черных металлов. Относится к отраслям машиностроения, производящим металлургическое, энергетическое, горно-шахтное оборудование. Следовательно, соответствующие заводы размещаются близко от металлургических баз для сокращения затрат на доставку сырья. Большая часть заводов России, занимающихся тяжелым машиностроением, расположена на Урале.

3.Трудоемкость – необходимость в наличии большого количества рабочей силы с высокой квалификации труда. Предприятия по производству машин и оборудования расположены преимущественно в районах страны с высокой плотностью населения. Самыми трудоемкими отраслями машиностроительного комплекса являются: авиационная промышленность, станкостроение, производство точных приборов.

Отдельно фактором географического размещения машиностроительных предприятий можно назвать военно-стратегический аспект. Предприятия оборонного назначения расположены на оптимальном расстоянии от государственной границы, некоторые – в закрытых городах.

Что касается разделения машиностроительной отрасли по металлоемкости и затраченному труду, можно выделить несколько групп отраслей: тяжелое, общее, среднее и точное машиностроение, производство заготовок и изделий из металла, ремонт машинного оборудования.

Тяжелое машиностроение характеризуется большим потреблением металла и заготовок, большой трудоемкостью и большими энергетическими затратами для выпуска продукции. Произведенная продукция, как правило, является средствами для производства в металлургической, горной промышленности, судостроении, авиа и ракетостроении. Продукция тяжелого машиностроения также применяется в строительстве: краны, экскаваторы, подъемники, лифты, конвейеры.

Общее и среднее машиностроение характеризуется средним потреблением металла и энергии, а также относительно невысокими затратами человеко-часов. Выпускаемой продукцией является оборудование, необходимое в таких отраслях промышленности, как станкостроение, инструментальная промышленность, автомобилестроение, тракторостроение. Общее машиностроение осуществляет производство всевозможного технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности.

Определение точного машиностроения говорит само за себя – это производство приборов, радио, электронной и электротехнической техники, то есть техники, которая должна работать точно. Это персональные компьютеры, волоконная оптика, часы, оптические приборы, радиоэлектронная аппаратура. Точное машиностроение имеет низкую материало и энергоемкость, но при этом самые высокие показатели затраченных человеко-часов на тонну готовой продукции.

Производство заготовок и изделий из металла представляет собой производство замков и скобяных изделий, ножей, столовых приборов, а также метизов – гвоздей, канатов, крепежей, канатов, проволоки.

Машиностроение является одной из основ экономики. Развитие этой отрасли подразумевает внедрение новых технологий, возможность импорта оборудования, накопление опыта производства, развитие отечественных технологий. Основываясь на этих принципах, можно определить направление развития российского машиностроения:

1. выпуск нового оборудования для предприятий с функционирующими, но устаревшими технологиями;

2. производство продукции с привлечением иностранного капитала на импортном оборудовании;

3. участие в проектах, позволяющих включить российские технологии в международную систему технологического сотрудничества;

4. развитие производств по выпуску оборудования, необходимого для совершенствования отечественных высоких технологий.

Добавлено 16.09.2010; просмотров: 24353

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *