Содержание
Современные автомобили часто окрашиваются в такие цвета, как «металлик» и «перламутр». В чем заключается специфика внешнего вида машин в подобных расцветках?
В чем заключается специфика цвета «металлик»?
Данный цвет характеризуется, что вполне объяснимо исходя из его названия, «металлическим» эффектом: верхний слой краски автомобиля блестит и становится похожим на поверхность из чистого железа или, к примеру, алюминия (в зависимости от конкретной модификации красящего вещества).
Краска «металлик» бывает самых разных цветов. Классическим можно считать серебристый оттенок, популярны зеленые, синие расцветки «металлика». Распространено получение необходимого цвета рассматриваемой краски посредством смешения различных оттенков.
«Металлик» обычно получается посредством добавления в красящее вещество собственно металлических частиц — из цинка, меди, алюминия, латуни, а также бронзы. Благодаря данным добавкам в структуре верхнего слоя краски формируется пространство, в котором осуществляется отражение света от соответствующих частиц, как следствие — возникает «металлический» эффект.
Интенсивность блеска поверхности автомобиля, окрашенного в цвет «металлик», зависит от количества пигментных частиц в краске, их формы, а также их расстояния друг от друга. Играет роль угол размещения отражающих поверхностей соответствующих элементов.
Краска «металлик» чаще всего имеет 1, 2 или 3 слоя. Классический ее формат — двухслойный. В случае если в краске присутствует 3 слоя, то она приобретает эффект, который приближает ее по свойствам к цвету «перламутр». Рассмотрим его особенности.
В чем заключается специфика цвета «перламутр»?
Данный цвет, в свою очередь, характеризуется «перламутровым» эффектом: поверхностный слой краски на машине становится похожим на внутренний слой перламутровых раковин моллюсков. В зависимости от структуры красящего вещества «перламутр» может приобретать разные оттенки и структуру рисунка. Особенность рассматриваемой автомобильной краски — в способности переливаться несколькими оттенками.
«Перламутровый» эффект на поверхности машины может быть достигнут, в принципе, за счет добавления в красящее вещество тех же металлических частиц, однако представленных в существенно большем количестве, чем в краске «металлик», и, как правило, расположенных в несколько слоев. Но на практике основным компонентом «перламутровой» краски чаще всего являются частицы слюды, которые покрыты слоем из оксида алюминия. Обычно они имеют плоскую форму и отличаются по размеру — отражение света от их поверхностей формирует эффект мерцания, благодаря чему краска становится «перламутровой».
Еще одним важнейшим компонентом «перламутровой» краски является специальный лак — во многом благодаря именно его наличию на поверхности автомобиля формируется характерный эффект.
Как и в случае с «металликом», цвет «перламутр» может быть представлен в большом количестве оттенков. Их можно при условии соблюдения определенной технологии смешивать друг с другом в различных сочетаниях.
Сравнение
Главное отличие «металлика» от «перламутра» заключается в их внешнем виде: первый тип краски формирует поверхность автомобиля, похожую на чистый металл (сталь, алюминий), второй — на внутренний слой перламутровой раковины. Отличаются рассматриваемые красящие вещества и по технологии изготовления. В «металлике» присутствуют частицы, соответственно, металла — цинка, меди, латуни, бронзы, алюминия.В «перламутр», как правило, добавляются частицы слюды, которые покрыты слоем из оксида алюминия.
Можно отметить, что трехслойный «металлик» довольно похож на «перламутр».
Определив,в чем разница между «металликом» и «перламутром», отразим выводы в таблице.
Всем привет) Продолжаю тему подбора красок)
Расскажу вам печальную историю, о том как перламутр стал одним из самых не любимых моих цветов.
Итак начнем, дело было так.
Первое мое знакомство с перламутром произошло в первый рабочий месяц. Пригнали машину начальника 200-й Крузак, такой весь красивый блестящий. Куча перлы, ксерали ну в общем забавный цвет, от которого на ярком солнышке начинаешь зажмуривать глазки)
Я уже была наслышана о том, что краска не классического варианта, а трехслойная. А это значит, что не верхний слой играет роль, не сам перламутр, а именно подложка. И если сделать ее не правильно, то не спасет уже никакой верхний блеск.
Вернемся к нашему пациенту. Такой же Крузер и казалось бы тот же цвет, особо переживать вроде и не за что. Ну посмотрим) Номер краски знала уже на память)
Взяла выкраски со стойки, свои личные и пошла изучать что же предстоит делать. Пересмотрела все что есть. Мои — явно не то, подложка ну совсем не такая. Выбрала одну из предложенных мне системой) Теперь дело за расчетами и внимательностью)
Открываю формулу — присутствует красный, зная его эффект решила дать половину дозы.
Сделала первую порцию краски, пора бы уже и пистолетом покрасить, делаю выкраску. Первая — красный дал о себе знать, рябит ну жуть просто. Огорчение((( Понятно, убиваем красный.Ну тут все просто глядя на формулу понимаю, что нужного мне зеленоватого цвета в подложке можно добиться добавлением желтого цвета. Клин клином вышибают, как люди говорят)
Выкраска номер два, вы не поверите, но она совсем не такая. Появилась четко выраженная желтизна с боку, и нежно розовый оттенок при виде прямо. Нервы на грани. Чудесно понимая, что время поджимает, подключаю в помощь своего наставника. Посидели, пораскинули мозгами, ну двоим как бы проще найти выход, решаем доливать еще желтого. Совсем немножко, совсем чуть чуть. Иду в камеру делать выкраску, появляться нервный смешок)))) С ума сойти, все больше и больше ненавижу перламутр.
Посмотрели, с одной проблемой разобрались, красного нет, зато желтый зашкаливает. Фуххх…чувствую истерика не за горами, откладываю дело на пол часа. Пора отдохнуть. После обеда снова в бой с новыми силами. Вспоминаю, про ядово желтую краску, та которая смерть всему, как вариант, главное аккуратно. Внимательно глядя на весы капаю одну капельку, за ней вторую ну и третья. И как вы думаете, что я делаю? Даааа.правильно — выкраску))) После того как она высохла понимаю, что она не просто дала мне нужный цвет подложки, а стала грязно зеленого цвета. Челюсть поскакала по боксу сама собой. Вот попала)))
Утро вечера мудренее, иду домой в диком шоке.
Следующее рабочее утро выдалось не из легких. Старший мастер сказал, что краска нужна до вечера. Оооооо…собираюсь в кучу, много кофе и погнали. Сидим снова думаем вдвоем. Решено делаем новую краску, красный не добавляем вообще, желтого немного больше, а дальше, как это говориться, выкраска покажет) Первая из порядочного количества готова. Видим жёлтый, ну уж слишком его много. Выход один, добавляю белого, ну а что нужно же его как то выводить на нужный мне баланс цвета) И снова респиратор, камера, пистолет и краска))) Вся покраска уже ходит в диком хохоте))) Вторая, ну почти, ну вроде, но не хватает ты хоть тресни нужной зелени(((
Наставник прибегает к моему же методу, ядово желтый. Зная горький опыт прошлого раза, отказываюсь принимать участие в этой афере. Он твердой рукой капает две капли в краску. Нервно улыбаясь иду снова красить и творить)) Нервы уже как натянутый канат, вот вот и скоро лопнут. Надежда умирает последней. И это хорошо, финишная 7 выкраска стала именно тем что я искала.
Счастья было на три дня вперед. Еще одна планочка тяжести моей работы была поднята на ступеньку вверх)))
ЛЕГЕНДА О «МЕТАЛЛИКЕ»
ЛЕГЕНДА О «МЕТАЛЛИКЕ»
Берегите «родную» эмаль — покрасить
машину так, как на заводе,
«Куплю ВАЗ от 95 г.в., небитый, некрашеный. » Прочитав такое объявление, непосвященный может подумать, что речь идет об автомобиле, который почему-то сошел с конвейера с неокрашенным кузовом.
Все, как мы знаем, гораздо проще: покупатель хочет машину с полностью сохранившейся заводской эмалью — та, что уже побывала в малярном цехе автосервиса, его не интересует. Действительно, опыт нескольких поколений автовладельцев многих научил — ремонта хватит ненадолго. Пусть даже самый лучший маляр покрасит вам отрихтованное или приваренное крыло «как самому себе», тщательно обезжирив, прогрунтовав и высушив, через две «соленые» зимы оно все равно зацветет паучками коррозии.
На заводах, на том же ВАЗе, а в последнее время и на ГАЗе («соболи» и «газели») красят вполне сносно. Фирменное оборудование и западные технологии эффективны даже с дешевыми отечественными материалами — лет на пять покрытия хватает. А вот дальше.
На рис. 1 показан полный цикл работы окрасочной линии. Ознакомьтесь и станет очевидным, что в условиях даже хорошо оснащенного автосервиса самых важных стадий подготовки кузова не воспроизвести. Одна только катафорезная обработка с полным погружением кузова в ванну дает очень прочный слой грунта — влага, со временем проникшая под эмаль через трещины и сколы, не может добраться до металла.
А теперь о другом. Говоря о покраске, нельзя не сказать о самих материалах. Наш автопром вот уже сорок лет использует, в основном, эмали серии МЛ (меламиноалкидные), образующие хрупкую, неэластичную пленку. На Западе ведущие автозаводы применяют более долговечные полиэфирные и полиакриловые эмали. Например, немецкий концерн «Хербертс», как и другие производители, поставляет на конвейеры в основном водоразбавляемые материалы, без органических растворителей — испарять в атмосферу сотни тонн этилцеллозольва и циклогексанона, как это делается у нас, в Европе считают варварством — экология превыше всего.
Цвет и оттенок эмали (всего их около 45 тысяч) зависят от сочетания в ней различных пигментов — порошков минерального или органического происхождения. Так, двуокись титана (TiО2) дает белый цвет, газовая сажа (С) — черный и т. д. В развитых странах токсичные пигменты запрещены. Например, вместо желтого хромата свинца (PbCrO4) тот же «Хербертс» давно подобрал безопасный заменитель.
Применяемых пигментов гораздо меньше, чем оттенков эмалей, поскольку, смешивая их согласно хроматическому кругу (рис. 2), можно получить любой цвет спектра. Цвета, расположенные в круге напротив, — антагонисты, они уничтожают друг друга в смеси эмалей. Но все это обычные или, как их называют, одноцветные эмали. Не менее распространены на автомобилях «металлики» — вот о них и поговорим подробнее.
Впервые эмаль, содержащую металлические частицы, у нас увидели отнюдь не на автомобилях — в те годы «победы» и «волги» красили незатейливо — в черный, белый, бежевый. Зато рамы велосипедов харьковского завода искрились так называемыми лессирующими эмалями — чешуйки алюминия отражали свет из глубины лаковой пленки. «Металлики» первых поколений были однослойными (рис. 3, а) — пленка эмали содержала алюминиевые частицы по всей толщине в 50 микрон. В последние годы «металлик» наносят в два слоя: 20 микрон основы с частицами алюминия и еще 50 — прозрачный лак (рис. 3, б). Двухслойное покрытие не только более эффектное — оно прочнее и долговечнее, поскольку лучше отражает ультрафиолетовые лучи солнца — эмаль медленнее стареет.
Последнее достижение — эмали с эффектом перламутра. Их главный компонент — частицы слюды. Это природный минерал — алюмосиликат калия, размолотые кристаллы которого образуют тончайшие прозрачные пластинки. Покрывая их по специальной технологии окислами металлов, химики получают частицы, меняющие цвет в зависимости от угла зрения. У перламутровой эмали минимум два слоя — основа со слюдой и бесцветный лак, а иногда даже три — белая или цветная подложка, слюда и лак. Глубинные переливы и игра цветов завораживают взгляд — покрытие соперничает в красоте с природным жемчугом, тем более что все оттенки, интенсивность отражения и преломления световых лучей разработчик может запрограммировать, подбирая состав эмали и режим окраски.
На рис. 4 показаны падение и отражение лучей света в покрытиях разных видов. Так, в пленке обычной одноцветной эмали (а) свет проходит на глубину около 25 микрон, а угол падения равен углу отражения. В «металликах» и «перламутрах» углы изменяются. В однослойном покрытии (б) довольно много алюминиевых чешуек, расположенных близко к поверхности и параллельно ей, поэтому нижний, видимый сбоку тон получается темным, а верхний, видимый под прямым углом — светлым. В двухслойном «металлике» (в) — наоборот: темный верхний тон и светлый нижний. В эмали с эффектом перламутра (г) свет частично отражается пластинками слюды, частично проходит сквозь них, отражаясь от подложки под разными углами, поэтому мы видим смесь разноцветных лучей.
Словом, не так-то просто создать фирменную краску. Зная это, легко понять, почему у гаражных кустарей, пытавшихся сделать «металлик» из смеси отнюдь не чешуйчатого, а пылеобразного алюминия («серебрянки») и обычной «синтетики», получалось нечто похожее на «молотковую» эмаль для несгораемых шкафов. И уж совсем нереально рассчитывать на долговечное покрытие, обойдясь купленной банкой дешевой однокомпонентной эмали.
Профессиональные ремонтные материалы обязательно двухкомпонентные: и к эмали, и к бесцветному лаку прилагается соответствующий отвердитель, позволяющий акриловым смолам высыхать до высокой твердости при температуре от 20 до 60оС. Разумеется, такие существенно дороже, чем предназначенные для заводов — туда поставляют только однокомпонентные, поскольку голый кузов без легкоплавких пластмассовых деталей и чувствительной электроники сушат при 140оС. Попытки наспех, без разборки, покрасить «синтетикой» МЛ-12 современную иномарку (или хотя бы ее часть) с последующей высокотемпературной сушкой скорее всего закончатся плачевно — салон станет скрипучим, как на «Самаре», а неустранимые сбои системы впрыска топлива заставят продать машину на запчасти.
Покрасить битую или поржавевшую машину не хуже, чем на заводе, можно, но не всякому по карману. Например, хорошо оснащенный сервис, работающий фирменными двухкомпонентными материалами, возьмет за покраску крыла VAZ 2110 около $120, всей «десятки» — до $1500, а, скажем, «Мерседеса-124» — до $3000. Поэтому берегите кузов, пока он свежий: смывайте соль, вовремя закрашивайте сколы эмали, натирайте поверхность восковыми и тефлоновыми полиролями — копейка рубль сбережет.
Рис. 1. Стадии обработки кузова на окрасочной линии.
Рис. 2. Хроматический круг.
Рис. 3. Расположение плоских алюминиевых частиц в пленке «металлика»: а — однослойном;
Рис. 4. Упрощенная схема отражения лучей света в покрытиях разных видов: а — одноцветная эмаль; б — однослойный «металлик»; в — двухслойный «металлик»; г — трехслойный «перламутр».