Содержание
Клуб досуга «Пик» (The Peak Leisure Club), Гонконг. Конкурсный проект, первая премия (1982—1983)
Архитектура обладает очень важным свойством — считываемостью. Она всегда олицетворяет время, развитие общества, наши стремления и мечты. Она создается людьми и для людей, и именно архитектура позволяет ощутить множество культурных особенностей различных стран, народов, витиеватость истории. Любое событие накладывает свой отпечаток на архитектуру. Но иногда она уходит далеко вперед, отражая футуристические мечтания, опережающие свое время. Эта архитектура ждет своего часа на бумаге множество десятилетий, прежде чем обрести форму и переродиться из идеи в здание. Так и произошло с идеями самой влиятельной женщины в мире архитектуры — Захи Хадид. Ее идеи домов будущего распространились по всему миру, вдохновляя и поражая фантазии миллионов людей.
«Бумажный» архитектор
Получив математическое образование в Американском университете Бейрута (Ливан), Заха Хадид переезжает в Лондон ради обучения в архитектурной школе Архитектурной ассоциации. Ее наставником станет великий голландский архитектор Рем Колхас. Заметив талантливую студентку, Колхас приглашает Хадид сразу же после окончания школы стать партнером его архитектурного бюро OMA. Там она проработает три года и уйдет прокладывать свой путь.
Архитектурное бюро OMA Рема Колхаса. Обложка первого издания художественного журнала Viz (1978)
В 1980 году Заха создаст свое архитектурное бюро, но ее карьера не сразу стремительно пойдет вверх. Ее проекты выигрывают конкурсы по всему миру, но сталкиваются с множеством проблем, начиная от невозможности реализации идей технологически и заканчивая политическими или экономическими сложностями. Хадид не улыбается удача. За несколько десятилетий и до мирового признания ей удастся реализовать лишь несколько проектов.
Проект оперного театра залива Кардифф (Cardiff Bay Opera House, 1994) трижды выигрывал конкурс на строительство, но в итоге был отклонен из-за конфликта с заказчиком, который скептически воспринимал дизайн Хадид
Начало успеха
Первое здание ей удалось построить лишь в 1993 году — маленькую пожарную часть для мебельной компании Vitra, напоминающую бомбардировщик Stealths. Летящие козырьки-крылья напоминают павильон в стиле советских авангардистов 1920-х годов.
Пожарная часть компании — производителя дизайнерской мебели Vitra. Вайль-на-Рейне, Германия (1994)
Следующий реализованный проект — жилой комплекс Spittelau Viaducts в Вене (1994—2005). Весь дом буквально напичкан интересными решениями: сквозь него идет эстакада с пешеходной дорожкой, а под ним по всей длине здания расположена линия метрополитена, выходящая на поверхность земли прямо из-под здания.
Жилой комплекс Spittelau Viaducts. Вена, Австрия (1994—2005)
Другой проект стал символом современности и благополучия Арабских Эмиратов — мост Шейха Зайда, первого президента ОАЭ, который правил страной 38 лет — с 1971 года. Дизайн моста Хадид создала под вдохновением от песчаных дюн Арабских Эмиратов.
Мост Шейха Зайда. Абу-Даби, ОАЭ (1997—2010)
Длина моста — 842 метра, высота — 60 метров, пропускная способность — 60 тысяч автомобилей в час. Мост очень прочный и способен выдержать порывы ветра со скоростью 160 километров в час.
На стыке тысячелетий Заха Хадид начинает получать все больше заказов. Тогда были реализованы проект автостоянки и вокзала в Страсбурге и трамплин «Бергизель» в австрийском Инсбруке, входящем в олимпийскую арену. На строительство трамплина ушло 15 месяцев и порядка 15 миллионов евро. За эту работу Заха Хадид получила австрийскую государственную архитектурную премию.
Вокзал Hoenheim-North и паркинг. Страсбург, Франция (1998—2001)
Лыжный трамплин Bergisel. Инсбрук, Австрия (1999—2002)
Первая женщина-архитектор в истории
Перед тем как Хадид получила премию Притцкера, у нее был реализован лишь один масштабный проект — Центр современного искусства Розенталя в провинциальном Цинциннати. Начало строительства этого центра стало поворотным моментом в карьере Хадид и первым проектом в США.
Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати. Огайо, США (1997—2003)
Стеклянный фасад первого этажа здания заманивает заглянуть внутрь, а бетонный пол холла стирает границу между тротуаром и закрытым помещением. «Урбанистический ковер» — так Хадид назовет концепт здания, который вовлекает каждого посетителя в игру лестниц, ярусов и пандусов. В этом помещении ощущение пространства совсем иное, из-за его необычности очень сложно понять, где пол, потолок и стены.
Витиеватые лестницы Центра современных искусств Розенталя
Именно этот «урбанистический ковер» стал для Хадид пропуском на «красную ковровую дорожку» современной архитектуры, превратив ее в самого востребованного архитектора мира. В 2004 году она стала первой женщиной, получившей Притцкеровскую архитектурную премию. После этого ее архитектурное бюро Zaha Hadid Architects было обеспечено заказами на несколько лет вперед. Уже через десять лет на Хадид будет работать штат из 500 архитекторов, который сможет реализовать более тысячи проектов в 44 странах мира.
От деконструктивизма к параметризму
Говоря о своем стиле, Заха Хадид отмечала, что ощущала тяжеловесность традиционных зданий. Монолитность и «геометризм» их облика вызывал у нее протест. В своих работах она старалась создать естественные плавные линии, повторяющие природные силуэты. Каждый проект она рассматривала индивидуально, учитывая особенность пейзажа и ландшафта.
«Взгляд на Мадрид». Рисунок Захи Хадид (1992)
Если все ее работы до 2000-х относились к деконструктивизму, то позже ее здания получили плавные гибкие формы, дизайн которых просчитывается на компьютере, словно сложное уравнение, связывающее все части здания. За эту часть работы отвечал соавтор Хадид и директор ее бюро Патрик Шумахер, главный теоретик параметрической архитектуры. Именно внедрение технологий поспособствовало воплощению в жизнь множества проектов, которые не могли быть реализованы до этого и пылились на полках. Так появилась цифровая архитектура, тесно связанная с программированием, где формообразование зависит от математических алгоритмов и формул, автоматически преобразует объем, делая его технически и экономически выполнимым.
Эскиз Центра Гейдара Алиева в Баку
Теперь архитектура Хадид становится сложным математическим уравнением, создающим идеальные формы и изгибы. Функциональность ее творений ставится под сомнение, но сами здания и его элементы живут своей жизнью, создавая уникальное и самобытное пространство. Практическая сторона отходит на второй план, в то время как дизайн и сама архитектура выступает во главе всего, на правах неприкосновенной идеи.
Такой подход к работе позволяет создать «идеальное» здание, без изъянов, недочетов. Но только внешне. Спустя пару лет это направление становится настолько популярным, что скопировать и растиражировать его не представляет никакого труда. Постепенно такая архитектура превратилась в слишком предсказуемую и обыденную.
Путь наверх — «антигравитационная» архитектура
В 2010 и 2011 годах Хадид стала дважды подряд обладательницей престижной британской премии Стерлинга за здания Национального музея искусств XXI века в Риме и средней школы Evelyn Grace Academy в Лондоне.
Центр водных видов спорта в Лондоне
Проект, построенный специально для Олимпийских игр, стал одним из самых популярных творений Хадид. Но главное очарование этого сооружения совсем не в дизайне, а в его возможностях. Во время Олимпиады-2012 оно было ареной, вмещающей 17 500 зрителей, с тремя бассейнами; после нее превратилось в компактное строение для легкоатлетических соревнований вместимостью до 2500 человек.
Олимпийский комплекс для водных видов спорта, Лондон, Великобритания (2005—2010)
Технологии зданий-трансформеров очень дорогостоящи, но в случае с олимпийскими объектами такие затраты вполне разумны. Строительство олимпийских объектов очень редко окупается, а срок эксплуатации очень часто не превышает продолжительность соревнований. Но этот центр стал исключением из правил и будет использоваться еще очень много лет.
Схема трансформации центра после Олимпийских игр — 2012 в Лондоне
Культурный центр Гейдара Алиева в Баку
Культурный центр Гейдара Алиева. Баку, Азербайджан (2007—2012)
Строительство этого центра повысило привлекательность Баку для туристов со всего мира. Центр получил премию Design of the Year — 2014 в категории «Архитектура». При строительстве здания использовалось максимально возможное количество стекла, отчего уменьшилась необходимость в искусственном освещении.
Проект культурного центра Гейдара Алиева
Фасады, сечения и форма кровли-обертки
В залитых солнцем пространствах культурного центра располагается музей Гейдара Алиева, выставочные залы, аудиториум, административные офисы, ресторан и кафе.
Вместо заключения. Критика архитектуры Хадид
Последние годы карьеры Хадид были переполнены скандалами и спорами о полезности и гуманности ее архитектуры. Ее начинают ругать за то, что пространство в зданиях используется неэффективно. Например, самое первое построенное ей здание оказалось непригодным для эксплуатации по назначению, поэтому превратилось в выставочный павильон. Помимо этого, проекты очень дороги в постройке и поддержании. Критиковали даже тот факт, что Хадид строила здания преимущественно в Китае и в нефтяных деспотиях Ближнего Востока, где не соблюдаются права человека.
Многофункциональный комплекс Galaxy SOHO. Пекин, Китай (2008—2012)
Проект торгово-развлекательного комплекса Galaxy SOHO в Пекине получил награду Королевского института британских архитекторов, но вызвал возмущение местных жителей: исторический центр из-за постройки был практически разрушен.
Другой проект Хадид для Олимпийских игр 2020 года в Токио некоторые называют «велосипедный шлем, который плюхнулся на японскую столицу с небес».
Проект Национального стадиона к Олимпиаде 2020 года. Токио, Япония
Стадион «Аль-Вакра» для чемпионата мира по футболу — 2022. Катар (2013 — не достроен)
Точкой кипения для Хадид становится гибель рабочего на строительстве стадиона в Катаре. Архитектора обвинили в том, что она ответственна за этот случай и должна понести наказание. На что Хадид и Шумахер заявили, что архитектор должен хорошо выполнять свою работу и не думать о социальной справедливости. Их необычные пространства меняют коммуникацию между людьми, и именно здания помогут обществу в будущем стать прогрессивнее и гуманнее. А за само строительство (и в том числе за технику безопасности) отвечают компании, которые выполняют заказ.
Рублево-Архангельское
Архитектурное бюро Zaha Hadid Architects совместно с творческим производственным объединением «Прайд» стали лауреатами конкурса на строительство нового района на западе Москвы. Проект умного города включает строительство жилых комплексов на 66 500 жителей, офисных площадок, школ, транспортной инфраструктуры, торговых площадей и культурных учреждений.
Новый район займет территорию в 400 га, при этом треть пространства отведена под парки и лесную зону вокруг Москвы-реки с озером в центре. В 2020 году начнется строительство новой ветки метро, которая соединит Рублево-Архангельское со станцией Шелепиха Большой кольцевой линии. Градостроители уверены, что новый культурный и офисный хаб поможет разгрузить центр в условиях продолжающегося роста столицы.
Проект построен на тесной интеграции естественной и искусственной среды с использованием современных эко-технологий: архитекторы работали над оптимизацией потребления и производством локальной энергии, удобстве использования электротранспорта и повышением эффективности работы всей инфраструктуры.
Архитекторы сделали проект антропоцентричным, особое внимание уделяя проблеме формированию сообществ и созданию новых культурных связей. «Работая вместе командой специалистов России и Европы, мы развивали идею умного города, который с помощью технологий, но также и с помощью организации публичных пространств поможет создать высококлассную архитектуру XXI века» — комментирует диретор проекта Zaha Hadid Architects Кристос Пассас (Christos Passas).
Zaha Hadid Architects продолжит работу над Рублево-Архангельским вместе с еще двумя консорциумами-победителями —японской фирмой Nikken Sekkei совместно с российским бюро UNK project и итальянской фирмой Archea Associati совместно с ABD architects.
Филармония в Екатеринбурге
Под крышей нового здания Свердловской филармонии — еще одного совсем недавно аннонсированного проекта Zaha Hadid Architects — появятся два концертных зала (большой на 1,6 человек и камерный на 350 человек), лаунж-зона, офисы и «зеленая зона». Источником вдохновения для архитекторов служила волна, олицетворяющая застывшую в пространстве мелодию. Конструкция здания символизирует единство света и звука, архитектуры и музыки.
Здание филармонии архитекторы гармонично вписали в архитектурный ансамбль существующего окружающего пространства со Школой искусств и ремесел и усадьбой Круковского, а стеклянный фасад здания будет выходить на обновленный Сад Вайнера.
«Технопарк» в Сколково
Здание «Технопарка» по заказу «Сбербанка» разместится на территории 8 гектаров в российской Силиконовой долине, Сколково. Проект выбирали сотрудники, которым предстоит работать в новом здании — в результате голосования в конкурсе победила работа Zaha Hadid Architects, хотя руководство склонялось к предложению другого известного архитектора, Нормана Фостера (Norman Foster), с которым компания уже работала прежде.
Полностью остекленное, здание внешне похоже на волну или горную вершину. Комплекс будет состоять из нескольких блоков, соединенных переходами в форме стеклянных труб. Он включает не только офисное пространство, но и коворкинги, лаундж-зоны, зоны отдыха и даже блок жилья для сотрудников.
В центре внутреннего пространства и между этажами вырастут футуристичные деревья-опоры. Характерные для творчества Хадид текучие, биоморфные формы в интерьере придают ощущение легкости масштабному зданию площадью 132 000 м².
Dominion Tower
Бизнес-центр премиум-класса Dominion Tower стал первым (и самым громким!) реализованным проектом бюро Zaha Hadid Architects в России. Динамичное переплетение горизонтальных плоскостей привычно меняет традиционное представление о геометрии здания, а облицовка фасада из алюминиевых панелей может выглядеть по-разному в зависимости от угла зрения и степени освещенности.
Архитекторы старались разрушить ощущение стандартизации, которое обычно возникает в бизнес-центрах. В Dominion Tower сделана ставка на общественные пространства, которые позволяют работникам и постителям чувствовать причастность к единому организму, речь здесь идет будто не об одном здании, а о нескольких сразу, гармонично соединенных геометричной черно-белой лестницей в центре Атриума.
Вилла Capital Hill для Владислава Доронина в Барвихе
И, наконец, пожалуй самы нашумевший российский проект: вилла Capital Hill в Барвихе, спроектированная для российского миллиардера Владислава Доронина. Частная резиденция в подмосковных лесах была задумана еще в 2006 году. Ведущим архитектором выступила сама Заха Хадид (Zaha Наdid), а закончил строительство возглавивший после ее кончины Zaha Hadid Architects Патрик Шумахер (Patrik Schumacher).
Хёрст Шкулёв Паблишинг
Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)
Например, вы знали, что Хадид — автор фантастических коллекций туфель и сногсшибательных украшений для модных брендов?
Материал подготовила: Ольга Сондж
В переводе с арабского ее имя означает «блистательная». Хадид не только сумела создать успешное архитектурное бюро Zaha Hadid Architects и реализовать около 1000 проектов в 44 странах, но и стала первой женщиной, получившей Притцкеровскую премию. Но, что вы знаете о ее характере, личной жизни и увлечениях? Делимся неожиданными фактами биографии Хадид.
1. Долгие годы Хадид была архитектором, который ничего не мог построить
Ее работы казались общественности слишком безумными и нереалистичными и не получали признания: даже побеждавшие в конкурсах проекты Хадид подвергались жесткой критике и аннулировались. Тем не менее архитектору удалось прорваться сквозь стену непонимания, не изменив себе. Свое первое здание Хадид построила в 44 года.
Бизнес-центр Dominion Tower, Москва
Бизнес-центр Dominion Tower, Москва
2. Первый проект Хадид — пожарная часть на территории кампуса Vitra в Вайле-на-Рейне
Она была перестроена по проекту Хадид в 1994 году. В проекте архитектор обобщила идеи конструктивистов — Корбюзье, Гропиуса, Кандинского.
3. Изначально Заха хотела стать математиком
Она изучала математику в Бейруте, когда неожиданно решила сфокусироваться на архитектуре. Переехав в Лондон в 1972 году, Хадид начала посещать школу Архитектурной ассоциации, где ее наставником стал теоретик деконструктивизма, голландец Рэм Колхас. Ее интерес к геометрии сильно повлиял на ее видение архитектуры и нео-футуристический дизайн.
Заха Хадид: «Я женщина, поэтому от меня изначально ждут, что я буду милой и мне будет нравиться все миленькое. Но я не создаю «миленькие" здания. Мне они не нравятся».
Заха Хадид: «Я женщина, поэтому от меня изначально ждут, что я буду милой и мне будет нравиться все миленькое. Но я не создаю «миленькие" здания. Мне они не нравятся».
4. У Хадид был сложный характер
О крутом нраве и бескомпромиссном характере Хадид ходили легенды. Один раз Заха потребовала тотчас высадить ее из задержавшегося на взлетно-посадочной полосе самолета и зарегистрировать ее и весь багаж на другой рейс, который отправится в пункт назначения без малейших задержек.
В другой — отправила ассистентку с Венецианской архитектурной биеннале в свою лондонскую квартиру за парой туфель, которые она непременно хотела надеть на вечеринку.
Заха Хадид: «Люди не привыкли к необычным людям».
Заха Хадид: «Люди не привыкли к необычным людям».
Хадид всегда добивалась желаемого и никогда и никому не позволяла усомниться в своей правоте. Наверное, поэтому вопреки невозможному инженеры воплощали все ее фантастические замыслы в жизнь.
Опера в Гуанчжоу
Опера в Гуанчжоу
Опера в Гуанчжоу
Опера в Гуанчжоу
5. Заха — автор очень успешной линии обуви. И ни одной
Интересы Захи Хадид никогда не ограничивались только архитектурой. В 2009 году Заха придумала необычные туфли с обтекаемыми формами для бразильской марки Melissa. Туфли облегали ногу как вторая кожа и были сделаны из пластика.
Туфли для Melissa
Туфли для Melissa
Далее были коллаборации с Lacosta и брендом United Nude. Сходство туфель по эскизам Захи с архитектурными проектами очевидно! Футуристичные туфли Flames для United Nude были напечатаны на 3D-принтере.
Туфли Flames для United Nude
Туфли Flames для United Nude
Туфли Nova для United Nude
Туфли Nova для United Nude
6. Дизайн ювелирных украшений — еще одна страсть Хадид
Серебряное кольцо Lamellae Double Ring, которое надевается на два пальца, Заха Хадид придумала для датского ювелирного бренда Georg Jensen.
7. Заха Хадид была поклонницей творчества Казимира Малевича
Дипломная работа Захи, проект обитаемого моста над Темзой, так и называлась — «Тектоник Малевича».
8. Хадид, выдающийся архитектор современности, жила в обычном доме
Внутри — минималистичный, даже аскетичный интерьер, без кухни. Когда однажды ее спросили, как королева фантастических форм может жить в довольно стандартном прямоугольном доме, она ответила довольно просто: «Это не мой проект».
Заха Хадид: «Нужно всегда верить в себя. Если бы у меня не было веры, я бы давным-давно собрала свои вещи и уехала из Англии».
Заха Хадид: «Нужно всегда верить в себя. Если бы у меня не было веры, я бы давным-давно собрала свои вещи и уехала из Англии».
9. Заха Хадид никогда не была замужем
Хотя когда-то в интернете ходили слухи о том, что Хадид замужем за своим коллегой Патриком Шумахером, официальный пресс-релиз заверил, что это всего лишь сплетня. Заха никогда не была замужем и не имела детей, но всегда отрицала, что пожертвовала семейной жизнью ради карьеры.
Заха Хадид: «Когда люди видят фантастический проект, они думают, что его невозможно реализовать в жизни. Но это неправильно. Все фантастическое — реально».
Заха Хадид: «Когда люди видят фантастический проект, они думают, что его невозможно реализовать в жизни. Но это неправильно. Все фантастическое — реально».
10. Заха Хадид была одной из самых влиятельных женщин мира
В 2004 году она стала первой женщиной, получившей Притцкеровскую премию (архитектурный аналог Нобеля) за проект Центра водных видов спорта в Лондоне. Хадид никогда не соглашалась на обычные проекты и не любила играть по чужим правилам. Несмотря ни на что, ей удалось стать новатором в архитектуре и примером для подражания в индустрии, в которой, по мнению многих, доминируют мужчины. Она также получила титул «Деловая женщина года Veuve Clicquot».
В 2008 году Forbes назвал ее одной из самых влиятельных женщин мира, а The Time в 2010 году включил ее в свой список 100 влиятельных мыслителей года.
Центр водных видов спорта в Лондоне
Центр водных видов спорта в Лондоне
Центр водных видов спорта в Лондоне
Центр водных видов спорта в Лондоне
А также — учредил собственную номинацию и специальный приз!
Светлое дерево в отделке, нежно-голубой как цвет-компаньон, декор в виде керамики ручной работы — и это только три из множества причин влюбиться в модный стиль mid-century. Но как создать идеальный интерьер? В этом посте делимся эталонными проектами знаменитых западных дизайнеров.
В оформлении спальни традиционно используются светлые оттенки — белые, бежевые, кремовые, изредка серые. А если хочется чего-то более яркого, красочного? Рассмотрим на примере пяти интерьеров, какие цветовые расцветки рекомендуют российские дизайнеры.
Посмотрите, как архитектор Арам Геворгян оформил современный и теплый по ощущениям интерьер, в основе планировочного решения которого — классические приёмы.
Вы профессиональный архитектор или дизайнер?
Вы профессиональный архитектор или дизайнер?
SALON-interior — авторитетный российский журнал о дизайне и архитектуре. Все новое в декоре интерьеров, уникальное в архитектуре, эксклюзивное в интерьере, что создается в стране и мире, находит свое отражение в журнале, помогая читателям всегда быть в курсе современных тенденций архитектуры и дизайна.
События в архитектурной среде, мировые выставки декора, обзоры аксессуаров, архитектурных стилей, исторические здания, интервью с мировыми звездами в области дизайна интерьеров, ландшафтные и флористические решения — все темы журнала призваны максимально информировать информировать взыскательного читателя об увлекательном и творческом мире частной архитектуры и дизайна.