Содержание
Существует большое количество коммерческих изделий, для дистанционного управления раздвижными или распашными воротами. Но что делать, если есть механизм, но нет электроники или она вышла из строя?
Мы предлагаем для решения задачи дистанционного управления использовать модуль MP325M. В своем составе модуль содержит два 10А силовых реле на рабочее напряжение 250В с нормально разомкнутыми и нормально замкнутыми контактами, что вполне достаточно для управления любого рода моторов и два входа для подключения концевиков ограничения открытия/закрытия.
В качестве питания приемника используем компактный AC-DC преобразователь PW1245. Вы скажете, что практичнее было использовать понижающий стабилизатор на одной микросхеме с источника питания механизма открывания, согласен. Но применение отдельного источника питания увеличит надежность системы в целом. Благодаря винтовым контактам данные модули можно подключить без пайки. Это большой плюс при монтаже и обслуживании любой системы.
В качестве концевиков открытия и закрытия были использованы механические датчики роликового типа MP607. Данные датчики тоже из каталога Мастер Кит. Собственно говоря, так как ток управления небольшой, в качестве концевиков можно использовать герконы с нормально разомкнутыми контактами, а в роли активатора использовать магниты. Причем магниты смогут сами себя закрепить на воротах, что вполне удобно. Как говорится на вкус и цвет… Но я рекомендую использовать механический датчик. Корпус датчиков имеет степень защиты IP65, что вполне подходит для уличного применения. А мощная пружинная группа контактов 5А 250В будет долго и надежно выполнять свои функции.
Датчик имеет две группы контактов — нормально замкнутую NC и нормально разомкнутую NO. В нашем случае необходима будет использовать нормально разомкнутую группу NO. При необходимости, контакты можно соединить таким образом, что они будут способны переключать подводимое напряжение как обычное реле. Что может быть полезно для другого решения. Внешний вид датчика можно увидеть на фото ниже.
Источник питания приводов выбирается исходя из рабочего напряжения и мощности моторов. Он может быть как по трансформаторной схеме так и импульсный. Схему управления приводами можно увидеть на эскизе ниже.
Она вышла несложной и эффективной, что собственно и требовалось получить.
При применении модуля MP325M хотелось бы отметить, что данный модуль рассчитан на эксплуатацию при температуре не ниже -15С. Поэтому, если планируете установку электроники на открытом воздухе, где температура может понижаться до -40С рекомендую использовать модули MP324M с базовыми блоками MP146.
Дальность работы системы можно настроить с помощью антенны на приемнике. Для уменьшения дистанции необходимо понемногу укорачивать его, проверяя дальность. Для заявленной дистанции антенный провод на приемнике должен быть длинной 43 см. Его не стоит скручивать и перегибать, а также размещать в металлических нишах. В идеале, его необходимо разместить вертикально над воротами. Для большей дальности можно собрать направленную антенну. В интернете их масса и имеют хорошую повторяемость.
Возможно, кто-то захочет повторить или улучшить данное решение, или предложить своё.
Совместил 2 части из моего блога во едино-
Есть у меня ворота уличные. В самом начале думал, что это не хорошо и не удобно.
Даже начал присматриваться в каком месте их заварить и сделать откатными…
Но покопавшись в глобальной сети нашел множество решений именно для распашных ворот.
Смысл данной конструкции естественно распахнуть 2 створки ворот с помощью привода электростеклоподьемников. В моем случае использованы трапеции от Toyota Crown 1989 года.
Алгоритм работы таков- Есть блок дистанционного управления центральным замком, подключаем его таким образом, чтоб на нормально разомкнутые контакты при срабатывании команды закрыть или открыть приходил "МИНУС"(в моем случае). Далее идут 2 доводчика стекл(glass door closer). Управление минусом и работа тоже по минусу. Доводчики взял Спрут Rwc702
Лишние провода все повыкидывал и использовал всего 4
1. +12
2. -12
3. сигнал к мотору первого канала(Второй канал тоже не используется)
4. входящий сигнал по "МИНУСУ".
Ну а остальное попытался изложить в Спринт- Лайоте.
Релейная сборка просто переворачивает полярность на выходе к моторчикам стеклоподьемников.
Вначале подсчитаем бюджет:
1. Стеклоподъемники (4 шт. от Toyota Crown) 2 000 рублей
2. Доводчик стеклоподъемников (2 шт по 490 руб.) 980 рублей
3. Дистанционный центральный замок Alfa 1100 рублей
4. Реле 5-ти контактное (4 шт. по 50 руб.) 200 рублей
5. Клемма типа "МАМА" (20 шт. по 2 руб.) 40 рублей
6. Провод медный 0,18 сечение (30 метров по 18 руб. м.) 540 рублей
7. Профильная труба 40*20 (2 метра по 68 руб. м.) 136 рублей
ИТОГО: 4,996 рублей.
Это конечно без учета аккумулятора, устройства зарядки, шкафчика для коммутации (предназначался изначально заводом изготовителем для пассивного опт. волоконного сплитера) и принятых в дар 2-х амортизаторов крышки багажника. В моем случае аккумулятор взял старый, снят из Приуса 12 вольт 40 ампер. Заряжает его компьютерный бесперебойник питания UPS 600 (на первое время хватает). Временно закрыл механизмы стеклоподъемников синим пластиком от прямого попадания осадков. Открывается довольно быстро. На камеру не люблю разговаривать, поэтому видео без комментариев. В дальнейшем планируется 2 желтых мигалки на обе воротины, свет дистанционный используя доп. канал от Ц.З., само собой покрасить все установленные металические части и уменьшить ход амортизаторов так как при порывах ветра более 8 метров в секунду ворота в открытом положении играют на амортизаторных опорах, пытаясь выписать Приусенку путевку к малярам ( хотят поцарапать авто). Если есть вопросы- пишите.
Удобно открывать гаражные ворота, не выходя из машины. Чтобы получить такую возможность, ворота оборудуют системой дистанционного управления. Можно поручить эту задачу специалистам, но при некоторых навыках дистанционное управление можно организовать самостоятельно. Также самостоятельно можно установить готовые модули.
Когда не стоит устанавливать автоматику
Не стоит делать автоматику в неохраняемых гаражах и там, где часты перебои с электричеством. Обесточенные ворота злоумышленнику будет легко открыть, поэтому в таком случае надо ставить дополнительные замки. Но тогда для их открытия все равно придется выходить из машины, и дистанционное управление теряет смысл.
К минусам автоматических ворот относится и то, что вы не откроете их, если забыли пульт, в пульте села батарейка, сломалась антенна. Однако есть модели, которые в случае неисправности автоматики можно открыть вручную.
Виды ворот
Для распашных ворот необходимо не менее 4 фотоэлементов, которые будут останавливать движение створок, если будут зарегистрированы помехи между ними. Два из них должны быть установлены на столбиках ворот, а два — на отдельно расположенных стойках на расстоянии максимального открытия. Для их движения нужно два привода.
Откатные ворота в этом плане более безопасны. Они требуют всего одного привода и двух фотоэлементов. Однако этот тип на практике редко встречается в частных гаражах, так как они сложнее в обслуживании, механизм легче ломается, они могут перекоситься или начать заедать, кроме того, занимают много места. Зимой нужно будет регулярно чистить рельсы, не допускать обледенения. Распашные системы более долговечны и надежны.
У распашных ворот при нажатии кнопки на пульте сигнал посылается одновременно обоим приводам, и ворота начинают открываться или закрываться. Дополнительно делают возможность снятия блокировки, чтобы при необходимости (например, при отсутствии электричества) можно было открыть ворота руками.
Система управления раздвижными гаражными воротами проще и, как правило делается в одном корпусе, в котором находится и привод, и блок управления.
Секционные и роллетные модели автоматизируются чаще всего. Именно для них в продаже есть много вариантов приводов, для распашных и откатных их меньше. Часто такие ворота уже продаются с системой дистанционного управления.
Устройство системы дистанционного управления
Какой бы ни была конструкция ворот, автоматика включает следующие элементы:
- электропривод,
- систему управления,
- пульт
- система безопасности (датчики, фотоэлементы).
У секционных и роллетных гаражных ворот приводы расположены на потолке. Такие ворота уже продаются с системой дистанционного управления, остается правильно их подключить.
Электропривод — это та часть, которая непосредственно двигает створки. Это может быть цепной или рычажный привод типа домкрата. Для движения створок устанавливают электромотор мощностью 200-400 Вт, подключают его через трансформатор, понижающий напряжение до 24 В или напрямую в сеть 220 В. При покупке двигателя обращайте внимание на материалы, из которых он сделан. На многих китайских моделях, например, стоят пластмассовые шестерни, которые не могут служить долго. Все движущиеся и трущиеся детали должны быть металлическими.
Чтобы подключить автоматику дистанционного управления воротами, используют трехжильный кабель длиной не больше 50 м и сечением не меньше 1,5*3 мм. Подходят марки кабеля. Его прокладывают по опорам или в земле в полиэтиленовой трубке на глубине не меньше 40, а лучше 70 см. От управляющего блока проводят кабель к сигнальной лампе и антенне.
Для дистанционного управления воротами используется радиоканальный брелок с двумя кнопками. Одна отвечает за открытие-закрытие, а вторая — за освещение. Также можно установить модуль, который управляется с мобильного телефона, иногда это удобнее, так как телефон всегда с собой, а брелок легко забыть. Чтобы открыть ворота без брелока или телефона, предусматривают систему разблокировки. Она же поможет открыть ворота, если они окажутся обесточены.
Из чего сделать систему дистанционного управления своими руками
Проще всего купить готовую систему и установить ее. В тоже время, умея работать с электроникой, можно сделать дистанционное управление гаражными воротами и своими руками. Для этого нужен любой недорогой прибор с дистанционным управлением: звонок, замок для автомобильной двери, автомобильная сигнализация.
Можно воспользоваться модулями дистанционного управления, например, MP325M.
Для подвода питания в данной схеме использовался преобразователь PW1245. Также можно использовать понижающий стабилизатор на основе одной микросхемы. Однако преобразователь со своим отдельным источником питания делает всю систему более надежной.
В качестве концевиков (индикаторов состояния ворот, открыты они или закрыты) применялись датчики МР607. У этого датчика две группы контактов. Одна из них нормально закрытая, другая нормально открытая. В данной схеме для подключения использовалась нормально открытая цепь.
Модуль MP325M можно использовать пи температуре до -15 градусов, поэтому для использования на улице зимой он не подходит. Для работы дистанционного управления при температуре до -40 градусов можно заменить его на модуль MP324M с базовыми блоками MP146. Схема приведена на рисунке.
Одножильный провод длиной 43 см — это антенна. Длина провода подбиралась исходя из требования, чтобы ворота открывались с нужного расстояния. Чтобы подобрать длину антенны для открытия с нужного именно в вашем случае расстояния, сначала нужно взять более длинный провод и подобрать нужную длину путем постепенного его обрезания. Лучше всего расположить антенну над воротами вертикально. Антенну нельзя гнуть, скручивать, размещать в металлических кожухах.
Подключение готового блока управления
Если вы приобрели готовый блок управления, его нужно подключить, и сделать это нужно правильно. Сигнальная лампа и антенна имеют всего два или три провода: фаза и ноль и иногда заземление. На самом блоке проводов больше, есть провода для подключения
- антенны,
- лампы,
- движущих приводов,
- фотоэлементов,
- программатора для настройки,
- в некоторых случаях — дополнительного освещения, также обязательно есть кабель питания.
Схема подключение блока управления может быть такой, как на рисунке.
- Контакты 1 и 2 предназначены для подключения выносной антенны.
- Контакты 3-6 предназначены для подключения клавиатуры, с которой задаются настройки системы.
- К контактам 7 8 подключен маячок.
- К контактам 9-10 — один или два привода,
- К контактам 11-12 — фотоэлементы.
- Контакты 13 и 14 предназначены для подключения дополнительной лампы освещения.
- 15-17 предназначены для подключения электропитания: 15 — ноль, 16 — фаза, 17 — земля.
Блок управления помещают в пыле- и влагозащитный кожух, степень защиты которого должна быть не менее IP 54 (полная защита от пыли, защита от брызг воды).
После длительного отключения электричества ворота могут не открываться. Тогда необходимо будет перезапустить систему. В некоторых из них есть аккумулятор, в некоторых — память. Особенности конкретной модели необходимо уточнять у продавца.
Дистанционное управление воротами гаража очень удобно, однако у него есть и минусы. Сейчас можно установить систему дистанционного управления на ворота любой конструкции, для этого нужно купить готовую систему или, если вы разбираетесь в электронике, сделать ее самостоятельно.