Питтсбург: полезная информация
- Информация о городе
- Карта Питтсбурга
- Куда сходить
- Достопримечательности (1)
- Аэропорты (1)
Автострада | Из Питтсбурга по Parkway East (I-376), у Моновилла – по I-76, от Нью Стантона свернуть на трассу 119 S и продолжать движение на юго-восток в сторону Норманвилла (также по трассам 982, 711), от Норманвилла до места назначения через Милл Ран – по дороге № 381. |
Подпишитесь
на нашу email-рассылку
“Дом над водопадом” Фрэнка Ллойда Райта
“Дом над водопадом” Фрэнк Ллойд Райт построил для семьи Эдгара и Лилианы Кауфманн в 1935 году. Конструктивные ошибки, допущенные им, – ничто по сравнению с хаосом, в который владельцы превратили свою жизнь.
В лесах Пенсильвании есть маленькая тропинка. Скрытая зарослями рододендрона и лавра, она ведет к могиле Эдгара и Лилианы Кауфманн. Каждый год в восьмидесяти метрах от нее проходят до ста сорока тысяч туристов. Но посещение могилы не входит в официальный экскурсионный маршрут по “Дому над водопадом” – загородной резиденции, которую Фрэнк Ллойд Райт построил для семейства Кауфманн в 1935 году.
Этот “летящий” над скалами и потоками воды дом – классика архитектуры модернизма, одна из самых знаменитых построек XX века и определенно лучшая работа Райта. Всю жизнь он стремился к “органической” архитектуре, которая сливается с окружающей средой. И только здесь, на водопадах Медвежьего ручья, ему удалось полностью осуществить задуманное. “Дом над водопадом” стоит на скалах и как будто вырастает из них, горизонтальные членения его бетонных террас вторят слоистой структуре местного камня. Этот дом не подражает природе, но все равно кажется ее частью – естественной, мощной и вечной. Однако этот бесспорный шедевр архитектуры скрывает в себе конструктивную ошибку, которая может привести к его гибели.
История “Дома над водопадом” теснейшим образом связана с его владельцами. А их история начинается на семьдесят две мили севернее, в магазине города Питсбурга, который по сию пору называется “Кауфманн”. Это – история амбиций, измен и смерти.
Эдгар Кауфманн, середина 1930-х.
Коммерсант Эдгар Кауфманн женился на своей кузине Лилиане для того, чтобы поддержать семейный бизнес. Магазин Кауфманна считался одним из гигантов американского рынка. Он был великолепен – стены, отделанные черным мрамором, и витрины, оформленные в стиле ар-деко. Эдгар был талантливым бизнесменом: когда в 1927 году Чарлз Линдберг перелетел через Атлантику, Кауфманн выставил в своем магазине настоящий самолет – только за одну неделю на него пришло посмотреть пятьдесят тысяч покупателей. Лилиана была привлекательной блондинкой, не уступавшей своему красавцу мужу в честолюбивых устремлениях. Она смогла превратить убыточный дамский отдел магазина на 10-м этаже в респектабельный, обставленный европейским антиквариатом бутик Vendôme.
Эдгар и Лилиана были не только отличной деловой “командой”, но и во всех отношениях блестящей парой. Они ездили верхом, выращивали орхидеи, занимались благотворительностью, устраивали роскошные приемы. И построили себе самый поразительный дом в истории американской архитектуры.
Знакомство Кауфманна с Фрэнком Ллойдом Райтом состоялось в 1934 году, когда его сын, Эдгар-младший, стал учеником знаменитого архитектора. Очень скоро последовал заказ на загородный дом. Три месяца Райт водил Кауфманна за нос, ничего не делая, и в конце концов нарисовал эскиз за три часа, пока клиент ехал в его студию “Талезин” в Висконсине.
Кауфманн принял проект восторженно и скептически одновременно. Он нанял инженерную фирму для проверки технических расчетов архитектора. По результату проверки были даны рекомендации: увеличить количество металла в бетонных конструкциях по меньшей мере вдвое. Райт вскипел и обозвал Кауфманна “ограниченной бабой”: “Я столько всего вложил в ваш дом, сколько ни вы и ни один другой клиент не могли бы ожидать. Я смогу дальше работать только при условии абсолютного доверия. В противном случае – к черту!” Подобные конфликты с заказчиками у Райта, высокомерного человека, всегда уверенного в своей правоте, происходили постоянно. Он нуждался во врагах, чтобы сваливать на них возможные ошибки и издержки темперамента.
Как выяснилось позже, с “Домом над водопадом” Райт ошибся весьма серьезно. Кауфманну удалось смягчить гнев архитектора, и бетонную консоль террасы все же армировали дополнительно. Если бы не это, дом давно уже лежал бы в реке – бетон начал оседать практически сразу после окончания стройки, в террасе перед спальней появилась трещина. За время своего существования дом перенес несколько “капитальных ремонтов” (последний – в 2001 году), и главной инженерной задачей во всех случаях было укрепление несущих конструкций.
В 1939 году строительство закончилось. Кауфманны с энтузиазмом вступили во владение. Они приезжали сюда, чтобы “воссоединиться с природой” – шокировали гостей, загорая нагишом, бродили по лесу и катались на велосипедах. Охотно приглашали гостей, в числе которых были Альберт Эйнштейн, Диего Ривера и Фрида Кало, на костюмированные приемы и встречали их в немецких, мексиканских или японских костюмах. На Новый год бокалы из-под шампанского летели прямо в водопад. За ланчем никогда не подавали одних и тех же блюд, скатерти меняли каждый день, а вечером у каждой постели стояли свежие фрукты.
На гостей все это производило впечатление. Как и обстановка дома, для которого Райт, сторонник “чистоты стиля”, периодически инспектировавший своих клиентов, чтобы проверить, правильно ли они живут в его домах, спроектировал почти всю мебель – кровати, столы, полки. Чета Кауфманн Райту подчинилась не во всем: они отклонили его лампы, стулья и ковер для гостиной. Лилиана нашла ковер слишком официальным, и вместо него на полы из натурального камня легли шкуры енотов и бобров, добытые местными охотниками. Лилиана смешивала флорентийские барочные стулья, ненавистные Райту консольные столики из бревен, японские резные статуэтки и картины Пикассо и Риверы.
Многие завидовали стилю жизни в “Доме над водопадом”. Но с течением времени комнаты становились все более сырыми, а летом спальни слишком сильно перегревались. Случались и другие сюрпризы. Однажды, неожиданно приехав в дом зимой, Лилиана застала у себя нежданных гостей: ее изобретательный дворецкий, на котором лежала обязанность поддерживать порядок, устроил в доме бордель для предпринимателей из Питсбурга.
Этот случай парадоксально перекликался с невеселыми подробностями личной жизни Кауфманнов. Эдгар всегда был любимцем женщин. Он был прекрасно образован и изысканно элегантен. Дамы млели от его темных глаз, атлетической фигуры, красивых рук и шрама на щеке, который он заработал во время рыбалки. В 1929 году от него забеременела одна из моделей магазина, а в 1933 году случился еще один громкий скандал. Кауфманн набрал в конкурирующих магазинах украшений и шляпок на сумму в несколько тысяч долларов – для очередной любовницы. После того как чувства угасли, он попробовал отдать товар обратно. Но деньги ему не вернули, заявив, что вещи ношеные. Кауфманн подал в суд, эта история вылилась в грязное разбирательство и стала достоянием газет. Что, конечно, не улучшило атмосферы в семье.
Лилиана Кауфманн, середина 1930-х.
Лилиана не была счастлива. И похоже, что последний роман Эдгара – с медсестрой Грейс Ступс – переполнил чашу ее терпения. 7 сентября 1952 года в “Доме над водопадом” Лилиана не спустилась к обеду. Когда Кауфманн взломал дверь ее спальни, она лежала на кровати без сознания: передозировка таблеток. Вместо ближайшей больницы муж повез Лилиану в Питсбург – он не доверял местным врачам. Это стоило ей жизни. Было ли это самоубийство – до сих пор не ясно. Оба много пили, и в доме было большое количество медикаментов. Ее сын, Эдгар-младший, как и большинство знакомых семьи, был уверен, что Лилиана убила себя. Тем более что уже через два года 68-летний Кауфманн женился на Грейс Ступс, которая была в два раза моложе его. В новом браке Кауфманн прожил недолго – через семь месяцев после свадьбы он умер.
Так, в 1955 году Эдгар Кауфманн-младший вступил во владение своим наследством. Не в силах помирить родителей при жизни, он попытался объединить их в смерти – построил для них общую усыпальницу, куда перенес останки матери из Питсбурга. Сам Эдгар-младший умер в 1989 году, завещав развеять свой прах в окрестностях “Дома над водопадом”.
В 1963 году Эдгар Кауфманн-младший передал свой дом обществу охраны памятников Западной Пенсильвании. Вот уже пятьдесят лет “Дом над водопадом” – это музей, который за это время успело посетить около двух миллионов человек. Поток туристов не иссякает – многим хочется своими глазами увидеть этот легендарный архитектурный шедевр и арену человеческой драмы.
Вспомнить, подумать.
Дом над водопадом
Архитектор – Фрэнк Ллойд Райт, 1867-1959
Медвежий ручей, Пенсильвания, США; 1935-37
Дом над Водопадом нависает над медвежьим ручьем подобный какой-то инопланетной конструкции.
Он потрясает воображение. Отсюда, с отрогов медвежьего ручья, на самом деле лучше всего
просматривается его тектоника.
Фрэнк Ллойд Райт проектировал всё в своей голове, используя чертежи только для того, чтобы подтвердить
то, что он уже полностью представил. Поэтому он особо не обеспокоился тем, что в один сентябрьский
день 1935 года узнал, что его клиент Эдгар Дж. Кауфман собирался через несколько часов прибыть в его
студию «Талиесин», чтобы увидеть давно обещанный проект «Дома над водопадом».
Никаких чертежей и не существовало.
Тот самый рисунок Фрэнка Ллойда Райта на который купился Кауфман.
Райт уселся за кульман и без колебаний начертил общий план, а также вертикальную и горизонтальную
проекции, полностью готовые.
Его же рисунок, но со стороны прилегающего к дому склона. Безупречная перспектива.
Когда прибыл Кауфман и увидел проект, он был ошеломлён. С этого дня – несмотря на ужасные трудности
в техническом плане, яростные споры и огромные траты – Кауфман оставался вдохновлённым этим проектом.
«Дом над водопадом» вдохновлял его всю оставшуюся жизнь.
Кауфман и его жена обычно проводили выходные в живописном месте рядом с водопадом на Медвежьем ручье,
в лесах к западу от Пенсильвании. Когда они попросили Райта спроектировать замену их маленькому
сборному домику, он предложил создать дом, опирающийся на все те камни, с которых они рыбачили и на
которых отдыхали во время купания. Сначала эта идея показалась им обречённой на провал; дом несомненно
разрушит свой собственный смысл существования. Но Райт был уверен в том, что он усовершенствует природу.
Его уверенность основывалась на принципе консоли, и на материале, которого он когда-то остерегался:
железобетоне.
По этой лестнице, которая как бы вытекает из нижнего яруса террасы, можно спуститься на площадку,
нависающую над самой поверхностью ручья. Осенью, когда поток воды становится больше, его поверхность
почти касается площадки. Чувство необыкновенное, будто стоишь прямо на воде!
Предполагалось построить большой и просторный дом, но выходить он должен был не на речной берег, а
прямо в воздух над водопадом. В структурном виде, террасы дома должны были напоминать листья
рододендрона, нависавшие над рекой, либо удивительный, но в то же время естественный вид гриба-трутовика.
Удерживаться они должны были так же естественным продолжением речного берега в форме стен и столбов
из добытого тут же камня.
В экстерьере Дом Над Водопадом как бы цепляется за окружающие его скалы. Слившиеся воедино округлые
бетонные балки и грубые, угловатые каменные пласты создают причудливый симбиоз, рождая чувство
устойчивости, казалось бы, неустойчивого по определению строения.
Эти замыслы были победоносно воплощены. Ничуть не разрушая красоту этого места, дом является
воплощением гармонии человека и природы.
В иной обстановке огромные террасы могли бы показаться агрессивными и хвастливыми; здесь же они
выглядят естественно и неизбежно, как будто это способ строительства какого-то неизвестного племени.
Интерьер дома также впускает в себя тему фактурного камня и пластичного бетона, однако помещения
не смотрятся темными каменными пещерами за счет широкого, панорамного остекления. К тому же в
Пенсильвании в целом тепло.
Помещения в доме достаточно традиционны: большое единое жилое пространство и четыре просторных спальни.
Но комнаты имеют второстепенное значение по сравнению со сложным многослойным организмом бетонных
террас и камней, удерживающих их. Иногда комнаты вырезаны в камнях, иногда они представляют собой
участки террасы, огороженные стеклянными стенами в стальных каркасах. Элементы здания затейливы, но
без особых «наворотов», поскольку они соответствуют общему замыслу: лестничный пролёт спускается
из проёма в полу гостиной и парит непосредственно над поверхностью ручья; три ствола деревьев
прорастают прямо в полу западной террасы; несрезанный валун выступает из выложенного камнями пола
подобно скале, на которой был заложен дом. Этот последний штрих был предложен самим Кауфманом и
тотчас же всецело одобрен архитектором.
Изнутри, со стороны крытой части террасы лестницу к воде можно закрыть вот такой хитрой конструкцией
чтобы холод от воды не проникал внутрь. Кстати заметьте контраст между угловатым, рельефным, почти
острым камнем, и мягкими скругленными линиями бетона. Замечательный пример выявления характера
материала в архитектуре.
Но за то, чтобы жить в таком архитектурном шедевре, приходится дорого платить, как в психологическом,
так и в материальном смысле. На протяжении многих лет после завершения строительства дома Кауфман
с беспокойством следил за тем, как конструкция трещала и проседала.
Совсем по другому архитектор отнесся к растительности которая окружает дом. Если в скалу, в камень
здание вгрызается, держится за него изо всех сил, то деревья мягко, бережно обходит своими ажурными
бетонными конструкциями.
Для осмотра здания регулярно приглашались инженеры, которые так же регулярно советовали подпереть
консоли стойками. Конечно же, это разрушило бы весь замысел. Кауфман не сдался, и дом сохранился
почти что в том виде, в каком и был создан, охраняемый теперь Обществом охраны природы Западной
Пенсильвании.
“>