Меню Рубрики

Елочка поселилась у дороги в ольховнике

Задание #1
Вопрос:
Отметьте ложные и правдивые утверждения.
Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
__ научные и художественный стиль относятся к книжным стилям
__ стили речи различаются сферой использования, жанрами, функциями
__ стили речи различаются только функциями
__ выделяется пять книжных стилей речи

Задание #2
Вопрос:
Выберите стиль, сферой применения для которого являются средства массовой информации.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) публицистический
2) научный
3) официально-деловой
4) художественный

Задание #3
Вопрос:
Выберите жанры, характерные для научного стиля.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) энциклопедия
2) заявление
3) учебник
4) лекция
5) фельетон

Задание #4
Вопрос:
Выберите черты официально-делового стиля.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) императивный характер
2) отсутствие эмоций
3) стандартное построение
4) точность
5) оценочность

Задание #5
Вопрос:
Сопоставьте правильно стили и их функции (цели).
Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:
1) сообщить и доказать
2) довести до сведения
3) проинформировать и убедить
4) передать мысли и чувства, воздействовать на читателя
5) непосредственное общение

__ публицистический
__ официально-деловой
__ научный
__ разговорный
__ художественный

Задание #6
Вопрос:
Для какого из стилей речи характерно использование просторечных слов и выражений?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) для разговорного
2) для публицистического
3) для официально-делового
4) для научного

Задание #7
Вопрос:
Отметьте ложные и правдивые утверждения.
Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
__ в художественном стиле могут использоваться средства каждого из стилей речи
__ художественный стиль всегда очень образный, в любом художественном тексте множество метафор, определений, эпитетов
__ канцеляризмы – признаки официально-делового стиля
__ канцеляризмы широко используются в художественном стиле, но только как основа для пародий и комических моментов

Задание #8
Вопрос:
Какой стиль пытался спародировать ученик, написавший приведённый текст?
Вчера в 11 часов я решил осуществить стандартную прогулку на предмет вдыхания достаточных объёмов свежего воздуха. Однако за неимением времени прогулочное мероприятие пришлось свернуть досрочно. Таким образом, количество кислорода в моих тканях упало до допустимого минимума, о чем мной и было корректно сообщено родительнице. В ответ мне было дано разрешение продолжить прогулку позже.
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) официально-деловой
2) художественный
3) разговорный
4) научный
5) публицистический

Задание #9
Вопрос:
Выберите признаки, которые могут быть общими для научного и официально-делового стилей.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) точность
2) отсутствие эмоциональности
3) аббревиатуры, сокращения
4) императивный характер
5) экспрессивность

Задание #10
Вопрос:
Определите стиль приведенного отрывка.
Ёлочка поселилась у дороги в ольховнике. Ольхи росли тесно, густо и были злы друг на дружку и на дикий хмель, который витками оплетал их снизу доверху. Сначала ольхи не обратили внимания на зеленый ершик, наверное, так рассудили: зачахнет. Но елочка укрепилась и пошла тянуться вверх, красивая, как стрела. Теперь уже все соседки заприметили её и обозлились: нам самим не хватает места, а тут еще эта колючка откуда-то взялась.
(В. Бочарников)

Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) художественный
2) разговорный
3) научный
4) публицистический
5) официально-деловой

Ответы:
1) (3 б.) Верные ответы:
Да;
Да;
Нет;
Нет;
2) (1 б.) Верные ответы: 1;
3) (1 б.) Верные ответы: 1; 3; 4;
4) (2 б.) Верные ответы: 1; 2; 3; 4;
5) (3 б.) Верные ответы:
3;
2;
1;
5;
4;
6) (1 б.) Верные ответы: 1;
7) (2 б.) Верные ответы:
Да;
Нет;
Да;
Да;
8) (3 б.) Верные ответы: 1;
9) (3 б.) Верные ответы: 1; 2; 3;
10) (3 б.) Верные ответы: 1;

Читайте также:  Если забыла выключить утюг

  • 116022-03._test._stili_rechi
    Размер файла: 84 kB Загрузок: 0

Материалы по теме

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

учитель высшей категории.

Тема: Обучающее изложение «Серебристая красавица»

Цель: 1. Проверить умение понимать и передавать основное содержание текста без существенных пропусков, правильно строить предложение, употреблять слова в соответствии с их значением; проверить умение орфографически правильно записывать текст.

2. Развитие речи, обогащение словарного запаса.

3. Воспитание эмоционально положительного отношения к окружающей среде, интереса к природе, формирование высоких нравственных качеств: участливости, доброжелательности, долга, заботы и бережного отношения к природе.

Оборудование: презентация к уроку, текст «Серебристая красавица» (на каждого ученика), карточки с опорными словами к тексту (на каждого ученика), фотографии

и рисунки цветущих деревьев и кустарников.

Примечание: знаком «^» обозначается переход на следующее действие слайда

І. Вступительная беседа.

– Хочу рассказать вам одну историю. ^

(читаю текст «Рука друга»)

^ Елочка поселилась у дороги в ольховники. Сначала ольхи не обращали внимание на зеленый ершик, рассудили: зачахнет.

Но елочка укрепилась и пошла тянуться вверх, красивая, как стрела. ^

Соседки заприметили ее, обозлились и стали выживать.

Ольха сверху уронила большую ветку прямо на вершину, ольха справа сунула в грудь елочке острый, как штык, сук, а другие деревья сговорились закрыть от нее солнце.

Скособочилась елочка, стала грустной. Жила надеждой: авось выручит неведомый друг.

^ Был солнечный день. ^ По лесу шагал лесник. Он увидел елочку. Она поразила его беззащитностью, наивностью, смелостью: одна живет в ольховнике.

Подошел и ахнул. Надобна срочная подмога. ^ Снял толстую ветку, вынул сук, отвел в сторону. Сказал:

Через неделю лесник увидел ее. Она стояла в зеленой юбочке, раскинув ветки. И была такой веселой, что и самому захотелось улыбнуться. ^

– А вам захотелось улыбнуться? Почему?

(1. Потому что спасено дерево.

2. Потому что человеческая рука сотворила чудо, и имя этому чуду – доброта)

– Задумывались ли вы когда-нибудь о волшебной силе человеческой руки? Наша рука – поистине всемогущая сила, способная творить чудеса. Это – символ, чудо, данное нам природой. Она может быть ласковой и грубой, может утешать и обижать, поощрять и наказывать.

Она – и средство общения с природой. Но в то же время ничто не делает столько много зла, как человеческая рука!

– На ваш суд, ребята, выносится ещё одна история. Слушайте! ^

(чтение рассказа учителем)

^ Жильцы дома посадили голубую ель. Бережно ухаживали и оберегали ее.

Серебристая красавица стала гордостью, украшением всего дома. Каждого, кто проходил мимо, касался задумчивый запах хвои, запах детства, запах чистоты.

Но однажды, перед Новым годом, кто-то срубил елку. ^Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло, беспомощно распластав нижние ветки, словно ему отрубил голову палач. Глаза людей наполнились болью, ^ гневом, ^содроганием.

На следующий день жильцы укрепили табличку с надписью: ^

«Памятник варвару, который срубил эту елку».

Ель засохла.^И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает человеку, убившему дерево, о содеянном. ^

– А сейчас вам хочется улыбаться (Нет). Почему?

(потому что человеческая рука погубила дерево, красивую голубую ель, а значит, победило зло)

ІІ. Работа по содержанию (выборочное чтение)

– Как появилась эта ель в городе? (жители посадили ее, оберегали и заботились о ней, поэтому она принялась)

– Чем стала серебристая красавица для жильцов дома? (она стала гордостью, украшением всего дома)

– Почему? (от нее исходит задумчивый запах хвои, запах детства, чистоты, что влекло прохожих)

Читайте также:  Дизайн кремовой кухни фото

– Какие чувства вызывает красота этой ели? (восхищение, радость, восторг)

– А почему так? (потому что красота пробуждает в душе самые светлые, возвышенные чувства)

– Могли бы вы разрушить эту красоту, срубить елку? (нет)

– Что же случилось под Новый год? (елку срубили)

– Какими чувствами наполнена сейчас ваша душа? (гневом, болью, содроганием. )

– Почему? (разрушена красота)

– Как жильцы отнеслись к поступку палача? (они сделали и укрепили табличку с надписью: «Памятник варвару, который под Новый год срубил эту елку»)

– Не кажется ли вам странным сочетание памятник-варвар? Для чего автор использует это сочетание?

(автор это делает для того, чтобы усилить восприятие и осудить негативное явление в обществе)

-. Ель засохла и умерла. Чем стала ель после смерти?

(молчаливым укором совести, которая напоминает человеку, убившему дерево, о содеянном)

– Обратите внимание! Единственный раз автор называет его человеком. В других

случаях он использует какие слова?

(палач – значит человек, совершивший казнь, варвар)

– Замените это слово словом – синонимом?

(потому что совершено преступление по отношению к природе, совершенно зло, которое мы осуждаем)

ІІІ. Работа над средствами художественной речи.

– Думаю, что нет в этом классе человека, на которого бы не подействовал этот рассказ, не заставил сопереживать, сочувствовать, возмущаться. Откуда такой эффект?

Просто автор умело пользуется средствами художественной речи, воздействуя на чувства читателей. И сейчас мы поговорим об этом.

– Скажите, к какому стилю речи относится этот текст? (к художественному)

– Какие типы речи использует автор? (текст представляет собой соединение нескольких типов речи. Это и описание, и повествование, и рассуждение)

^Писатель выражает свои чувства, мысли, суждения ^словами

^Художник –^ с помощью красок.

– Попробуем почувствовать себя художником и составим радугу этого произведения, восстановив схему строения текста.

– Начинается рассказ повествованием. ^Какую краску бы использовал художник для передачи чувств? Объясните свой выбор? ^ (добрый поступок – яркая краска)

– Далее следует описание ели до смерти. ^ И каков будет выбор цвета?

– Заканчивается 1-й история и начинается 2-ая история. Посмотрите и назовите настроение художника, выраженное в красках? (настроение радостное, т. к. краски светлые, яркие)

– Докажите, что и у писателя хорошее настроение.(он описывает ель с любовью, называя ее серебристой голубой красавицей, от которой исходит задумчивый запах, запах чистоты, запах детства)

– Описание ели сменяется трагичным повествованием.^ Какие бы краски использовал бы художник в данном повествовании? (темные, мрачные – краски трагичности) ^

– Трагичное повествование сменяется описанием ели, но уже после смерти. ^

Назовите слова, отражающие настроение писателя?

( это эпитеты – изуродованное, беспомощно распластав,

сравнение – словно ему отрубил голову палач)

И художник бы выбрал бы тоже свой цвет переживания. ^

– Описание ели сменяет описание состояние жильцов. ^Глаза – зеркало души. Не

случайно автор описывает именно их!

Они наполнились. (болью, гневом, содроганием) ,а на душе – серостью.. ^

Кульминацией в рассказе становится описание таблички. ^

( « Памятник варвару, который срубил эту елку») ^

– .Заканчивается рассказ снова повествованием. ^ Как автор называет мертвую ель?

(молчаливый укор совести..). ^ Укор кому? ^ ( человеку, чья рука совершила

– План рассказа составлен. ^ Радуга настроения тоже.

Художник предупреждает нас, что такой черный поступок влечет за собой вот

такую серую действительность. ^

– А как бы музыкант выразил свое настроение, написав музыку к рассказу?

(музыка звучала бы сначала в радостном мажоре, а закончилась бы грустным минором)

Читайте также:  Smart tv настройка роутера

– Очевидно, что и писатель, и музыкант, и художник осуждают этот поступок.

Каково будет ваше мнение? (осудить) ^

– Вам бы понравилось жить в сером мире? (нет)

– Что вы можете сделать, чтобы мир заиграл, засверкал радостными красками? (высказывания детей)

1. Ель поселилась во дворе дома.

2. Описание ели до смерти

4. Описание ели после смерти

5. Описание состояния жильцов

6. Описание таблички

7. Молчаливый укор совести.

Представьте себя корреспондентом, которому нужно поведать людям о

случившемся. Запишите эту историю согласно плану, ^ интересно, трогательно.

Ваша работа должна быть не только последовательно изложена, но и грамотно написана.

Для этого обратимся к выполненной вами домашней работе. На прошлом уроке каждый из вас получил карточку (опору) с набором слов, в которых вам необходимо было вставить пропущенные буквы. Подведем итог этой орфографической работы.

1. Что вы заметили, работая с этой группой слов (здесь подобраны слова с приставками, и все они являются опорой для написания данного изложения)

2. Прочитайте слова с приставкой на «а», ^на «о» ^и другие приставки. ^

3. Слово «детство». В каком слове звук «т» в сильной позиции?

Перечитайте еще раз рассказ, уберите карточку с текстом изложения. Карточку с опорными словами положите перед собой и запишите изложение согласно плану: последовательно и грамотно. В процессе работы подумайте, что нужно сделать, чтобы спасти красоту и победить зло. А творческой группе класса можно ответить на этот вопрос письменно, после написания изложения.

Самостоятельная работа ( по плану)

-.Работа завершена. Заслушаем некоторые рассуждения на тему.

«Как спасти красоту и победить зло?»

– Задача учеников – не только оберегать, сохранять природу, но и приумножать ее красоту. Вы все сегодня стали чуточку добрее, надеюсь, зло никогда не поселится в вашем сердце.

Закончить наш урок хочется ответом на вопрос.

На зло и вьюгам, и ветрам

Быть красоте? Цвести садам? (дети отвечают хором – ДА!)

Так посадите же сад и пускай он радует нас своей красотой. ^^^^^

(дети прикрепляют под аплодисменты фотографии и рисунки цветущих деревьев и кустарников к доске).

Елочка поселилась у дороги в ольховнике. Сначала ольхи не обратили внимание на зеленый ершик. Наверное, так рассудили: зачахнет. Но елочка укрепилась и пошла тянуться вверх, красивая, как стрела. Теперь уже все соседки заприметили ее и обозлились: им самим не хватает места.
Стали выживать: ольха слева нарочно уронила толстую сухую ветку прямо на вершину, ольха справа сунула в середку, в грудь елочке, сук, острый, как штык. А другие деревья сговорились закрывать от нее солнце.
Скособочилась елочка, но упорствовала и жила надеждой: авось выручит неведомый друг.
Был солнечный день. Я шагал в соседнюю деревню и увидел елочку. Она поразила меня своей беззащитностью и наивностью, а может быть, еще и смелостью: одна жила в ольховнике. Подошел ближе и охнул: как они тебя! Надобна срочно подмога. Снял я с вершинки ветку, вынул сук, коловший елочкину грудь, и отломил его. Сказал:
– Дыши, живи. Я к тебе еще наведаюсь.
Через неделю шел я той же дорогой. Еще издали увидел елочку: стояла она в зеленой юбочке, свободно раскинув ветки. И была она такой веселой, что и самому захотелось улыбнуться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *