Меню Рубрики

Где находятся мощи василия блаженного

Собор Василия Блаженного до сих пор находится "в плену" у работников музея.

Собор Василия Блаженного до сих пор находится "в плену" у работников музея.

Храм Василия Блаженного — зримый символ России. Он едва ли не главное украшение Красной площади.
Много сказано о чрезвычайной красоте этого храма. Он весь как игрушка: какая любовь к Небесному выразилась в этом старании русского человека создать собор, в котором луковка каждого купола — на особь, в котором ни одна линия, ни один рисунок не повторены!
Собор поистине уникален: в двух ярусах его расположены одиннадцать престолов, полностью изолированных друг от друга и соединенных маленькими узкими переходами, где часто может пройти только один человек… Церквушки маленькие: как правило, в них могут разместиться не более двадцати человек. И такие красивые — тоже словно игрушечные. Стоять и молиться здесь можно только перед самым иконостасом: больше нет места. А иконостасы — уникальная работа XVII века. Центральный престол — Покрова Пресвятой Богородицы. Из нижнего яруса сюда нужно подниматься по крутой кирпичной и очень узкой темной лестнице. Шагаешь по такой лестнице, высоко и с трудом поднимая ноги, и думаешь: не для расслабленных людей XXI века сложены эти ступени. Из церкви Покрова, как ветви, расходятся узкие переходы к другим приделам: Троицы Живоначальной (восточный придел), Входа Господня в Иерусалим и другим.
История храма связана с именем Царя Иоанна Грозного. После покорения Казанского царства в 1552 г. на Красной площади был построен один каменный храм (Свято-Троицкий) и — вокруг него — еще целых семь деревянных церквей. В августе того же 1552 г. и был прямо у стен Свято-Троицкого храма похоронен известный тогда всей Москве блаженный Василий. Чуть позже на месте деревянных церквей зодчие Барма и Постник Яковлев (историки до сих пор с уверенностью не могут сказать, как же звали строителя или строителей, скрывавшихся за надписью "БАРМАИПОСТНИК") на месте деревянных церквушек воздвигли девятипрестольный каменный храм. Престолы в этом храме освящены были в честь тех дней, в которые были одержаны важнейшие победы при взятии Казани.
Но недолго простоял храм в таком виде: всего тридцать шесть лет. Через этот срок Богу было угодно прославить своего святого. В день памяти Василия Блаженного (2 августа ст. ст.) в 1588 г. при великом стечении народа больше ста двадцати болящих одновременно получили исцеление от своих недугов. Благочестивый Царь Феодор Иоаннович, которому при своей кончине блаженный Василий предсказал восхождение на Царство, и Патриарх Иов приняли сие знамение с верою — как указание на святость блаженного. Над могилой святого Василия в том же 1588 году был возведен новый придел — северо-восточный. С тех пор Покровский собор и получил всенародно принятое второе имя — собор Василия Блаженного. Почти через столетие — в 1672 г. — с юго-восточной стороны был воздвигнут еще один, последний, придел — Ризположения (с 1680 г. — Рождества Богородицы). Под ним покоился еще один святой — блаженный Иоанн Милостивый.
К сожалению, один из главных Православных храмов страны с 1929 г. находится "в плену" у музейщиков. И до сих пор великая наша святыня — Собор Василия Блаженного — является филиалом Государственного Исторического музея. Когда ходишь внутри собора, из одного сиротски пустующего храма в другой, и видишь старинные иконостасы, сотворенные нашими великими предками в молитве и для молитвы, для живого обращения к Всевышнему, — кровью обливается сердце. Хочется помолиться, приложиться к иконам: ведь храм же, и притом храм — сразу чувствуется! — необыкновенный. Но нельзя: все под толстым специальным стеклом, установлена сигнализация. Любое прикосновение к святыне огласит округу тревожным воем сирены. Одним словом, плен. В храмах много света: искусно устроена система миниатюрных прожекторов, выгодно освещающих уникальные иконостасы. Но душа-то тоскует о самом обыкновенном — живом! — пламени свечи перед образом, о возносящейся под необычайно высокие своды этих маленьких храмов ("шапка слетит с головы") соборной молитве во время Божественной литургии. А взамен всего этого… По переходам время от времени суетливо снуют — в одиночку и группами — экскурсанты. Мужчины порою даже в головных уборах. Тяжело смотреть на больной наш народ, ходящий на экскурсии к… Богу.
Но есть и сдвиги, — видно, по молитвам Блаженного Василия: с 1992 года в его приделе начались службы, и верный Православный московский народец — хоть и раз в неделю только, — но все же приходит на Литургию у раки своего любимого святого. Благодать здесь чувствуется необычайная. Храм не отапливается, и зимой в нем довольно прохладно. Пар идет изо рта, голова стынет, однако полтора-два часа пролетают в одно мгновение. Служат здесь разные священники. Один из них — игумен Вячеслав из храма Московской Духовной Академии, что в Сергиевом Посаде.
— Батюшка, служба в храме идет только по воскресеньям?
— Да, только по воскресным дням, — отвечает мне игумен Вячеслав.
— В таком маленьком храме служат несколько священников. А кто назначает вас здесь служить?
— Зарядье духовно окормляет сам Святейший Патриарх Алексий II, а наместником является игумен Иосиф (Шапошников). Вот он и решает, кому из священников служить.
— А Ваш черед служить здесь бывает часто?
— Довольно часто, особенно в зимнее время. Зимой служу почти всегда я один.
— Мощи святого Василия находятся здесь, под ракой. Они когда-нибудь поднимались?
— Мощи находятся под спудом и, по преданию, никогда не поднимались.
Рака представляет собою массивное мраморное надгробие, на поверхности которого изображен сложивший руки крестообразно на груди святой Василий Блаженный, с закрытыми очами. "Нагоходец" Василий изображен в одной только легкой набедренной повязке. Рака находится под величественным покровом, вокруг которого висит множество старинных лампад. Все это рядом с совершенно изумительной работы Царскими вратами производит неизгладимое впечатление.
Пока мы разговариваем, подходит новая паломническая группа. Вполголоса начинают читать акафист святому Василию Блаженному, прикладываются к раке, встав на специальный деревянный помост. Много столетий чтит Православная Русь своего самого, пожалуй, известного юродивого Христа ради. И в этом почитании намного больше духовной интуиции, чем конкретного знания об аскетических подвигах блаженного Василия.
И ныне, как в былые времена, святой блаженный Василий не оставляет своих соотечественников благодатной помощью. Игумен Вячеслав на мой вопрос о том, ощутима ли помощь святого Василия Блаженного, ответил:
— Несомненно, ощутима. Служба в храме идет уже десять лет, а Василий Блаженный все время присылает сюда людей, как и раньше, являясь им во сне. Приезжали уже много раз из Сибири, с Дальнего Востока, недавно приезжала женщина из Магадана, сказала, что святой явился ей во сне и призвал приехать и помолиться у его мощей.
И в голову приходят слова из рукописного жития святого Василия: "Блажен еси град Москва, яко в тебе таков возрасте богоблаженный Василий, высок житием, благ сердцем, просвещен чистотою… его же чистому житию и жестокому терпению ангели удивишася, ныне же со святыми на небесех живет". Уходя из храма на Красной площади, думаешь: счастлив народ, у которого есть такие святые, как Василий Блаженный. Столько уже веков молится он о нашей общей русской судьбе, молился о наших прадедах и дедах, молится о нас. И потом, проходя мимо лобного места и внутренним взором глядя на вопиющие к небу грехи наши, уже без отчаяния, но с надеждой думаешь о грядущем, земном и Небесном. Выживет и свободно разогнет спину Россия при таких молитвенниках и живой вере в Бога. Святый блаженный отче Василие, моли Бога о нас!

Василий Блаженный, самый известный из юродивых, которыми изобиловала Русь, родился в 1468 году в селе Елохово, что недалеко от Москвы, в семье благочестивых крестьян Иакова и Анны.

С детства он вел подвижническую жизнь, постоянно молился, и уже тогда в нем стали заметны первые ростки Божественной благодати. Мальчиком он был отдан в учение к сапожнику. Однажды в лавку зашел купец и заказал много новых сапог. Шестнадцатилетний Василий посмеялся над ним. Когда заказчик ушел, хозяин стал допытываться у юноши о причинах его поведения. Василий ответил, что странно заказывать столько сапог, сколько хватило бы на много лет, ведь этот человек на следующий день должен умереть. Его предсказание сбылось. После этого Василий не захотел больше ни оставаться у хозяина, ни возвращаться к родителям и направился в Москву.

Затерявшись в шумной городской толпе, он избрал подвижнический путь притворного безумия, чтобы как можно полнее приобщиться страданиям Господа нашего Иисуса Христа, полностью отказавшись от уважения со стороны людей. Не имея постоянного жилья ни даже пристанища, чтобы преклонить главу, он жил почти нагим на улицах и в общественных местах, ночи проводил в молитве на церковной паперти. Среди толпы он хранил молчание так же строго, как отшельники в пустыне; вынужденный говорить, он притворялся косноязычным. Не имея близких людей, отказавшись от мира и его привязанностей, он проявлял при этом великое сочувствие к несчастным, больным и угнетенным. Он часто посещал в тюрьме узников, посаженных за пьянство, чтобы обратить их к исправлению.

В эпоху, когда в обществе царили страх и угнетение, жизнь святого Василия служила живым укором неправедным боярам и утешением для обездоленных. Почти все его поступки имели пророческий смысл. Например, блаженный много раз бросал камни в углы домов, где жили благочестивые люди, а когда проходил мимо жилищ, хозяева которых коснели в грехах, целовал углы стен. Когда его спрашивали о причинах такого странного поведения, Василий отвечал, что в домах, где царит святость, нет места для бесов, и поэтому, видя их снаружи, он отгонял их камнями. Напротив, целуя углы нечестивых домов, он приветствовал ангелов, которые оставались снаружи, не имея возможности войти внутрь. На рынке он опрокидывал прилавки нечестных торговцев. Однажды, получив от царя деньги, он, вопреки обыкновению, не раздал их нищим, а отдал хорошо одетому купцу, который, потеряв состояние, не осмеливался просить милостыню и умирал от голода.

В 1521 году, когда татарское войско Мехмет Гирея угрожало Москве, святой Василий, проливая обильные слезы, молился за родину перед вратами Успенского собора в Кремле. Внезапно в церкви раздался ужасный шум, вспыхнуло пламя, и голос от Владимирской иконы Божией Матери возвестил, что Она оставляет Москву из-за грехов ее жителей. Святой усилил молитвы – и страшное явление исчезло. Мехмет Гирей, уже предавший огню городские предместья, был отброшен от города подоспевшим войском и бежал за пределы Руси.

Царь Иван IV Грозный любил блаженного Василия и относился к нему с большим почтением, так же как и святой митрополит Макарий. Однажды святой, приглашенный во дворец на царский пир, трижды вылил вино за окно. Когда царь с раздражением спросил его, что он делает, тот ответил, что гасит пожар в Новгороде. Немного погодя гонцы принесли известие о большом пожаре, действительно случившемся в Новгороде. Пожар, однако, не разгорелся, потому что некий человек странного вида ходил нагим по улицам и кропил горящие дома. Увидев Василия, гонцы узнали в нем человека Божия, погасившего пламя.

В другой раз, в 1547 году, святой стал горько плакать перед храмом Воздвиженского монастыря, в том месте, где спустя некоторое время начался большой пожар, опустошивший Москву. Вскоре после этого бедствия, когда царь присутствовал на Божественной литургии, блаженный, стоя в углу, внимательно смотрел на него. После литургии он сказал царю: «Ты был не в храме, а в другом месте». Царь стал протестовать, но Василий повторил: «Ты говоришь неправду. Я видел, как в мыслях ты ходил на Воробьевы горы, чтобы построить там себе новый дворец». С того момента царь стал опасаться святого и еще больше уважать. Но это уважение не мешало ему проявлять жестокость, ставшую притчей во языцех.

Святой Василий явился также людям на корабле, терпящем бедствие, и спас их от гибели. Он совершил еще множество чудес за 62 года своего подвига юродства.

В 88 лет святой заболел. Узнав об этом, царь вместе с семьей сразу же поспешил к нему, чтобы испросить его молитв. На смертном одре Василий изрек пророчества о будущем царства, затем его лицо осветилось, потому что он увидел сонм ангелов, явившихся принять его душу. Придя в восхищение, он почил в радости 2 августа 1557 года.

Весь город тогда наполнился благоуханием, и множество людей собрались на его похороны. Царь с сыновьями несли его на своих плечах до церкви, где их ждал митрополит с епископами. На могиле блаженного, которая стала источником исцелений для верных не только из Москвы, но и из других краев, построили храм в честь Покрова Божией Матери, в память взятия Казани. Позднее храм получил в народе прозвание собора Василия Блаженного.

Чудеса, связанные со святым, не прекращались. И в 1588 году, при митрополите святом Иове, Василий Блаженный был канонизирован. В этот день 120 больных получили исцеление у мощей святого.

Василий Блаженный почитается как покровитель Москвы.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Старинная московская легенда гласит, что когда в походной церкви под Казанью на обеденной службе диакон возгласил евангельские строфы: "Да будет едино стадо и один пастырь", часть крепостной стены неприятельского города, под которую был сделан подкоп, взлетела на воздух, и русские войска вошли в Казань.

Читайте также:  Гидроизоляционная пленка для холодной кровли

Тогда, по-видимому, Иван Грозный и принял решение построить храм в честь победы над Казанью. Город был взят в 1552 году, а в 1554 – заложена эта великая святыня близ Фроловских (Спасских) ворот на месте деревянной церкви Св. Троицы над Кремлевским рвом. Так как покорение Казани свершилось 1 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, то и новый собор в честь этого дня был назван Покровским. Народная молва разносила слух о том, что якобы этот храм Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III: "Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили".

Освящал храм митрополит Макарий 29 июля 1557 года в присутствии царя, однако строительство было продолжено и сыном Ивана Грозного, царем Федором Иоанновичем, при котором были обретены мощи св. Василия Блаженного, и последующими государями династии Романовых. Каждый новый правитель добавлял храму какую-то деталь, что и сделало его столь неповторимым. Однако официально строительство храма было окончено 29 июня 1561 года.

Барма и Постник. Один или вдвоем?

До сих пор до конца неизвестно, кто же построил храм. Согласно легенде архитекторами были русские зодчие Барма и Постник, хотя некоторые историки склонны считать, что это был один человек – Иван Яковлевич Барма, которого прозвали Постником за то, что он держал строгий пост. Отчасти свою популярность храм приобрел благодаря легенде, известной любому школьнику. Когда зодчий представил макет собора Ивану Грозному, тот был восхищен красотой здания, он спросил мастера: может ли он построить другой, подобный, или ещё более прекрасный храм? "Могу"’, – ответил архитектор. "Ты лжешь!" – вскричал Иван Грозный и велел ослепить его, чтобы Храм Василия Блаженного остался единственным в Русском царстве.

Соколиные очи
Кололи им шилом железным,
Дабы белого света
Увидеть они не могли,
Их клеймили клеймом,
Их секли батогами, болезных,
И кидали их,
Темных,
На стылое лоно земли.

Историки утверждают, что опровержение этой легенды может служить то, что имя Постника в дальнейшем встречается в летописи в связи с созданием других значительных архитектурных сооружений.

Зашифрованный образ погибшей мечети

Существует много легенд о Покровском соборе. Согласно одной из них, храм является неточной копией мечети Кул-Шарифа в Казани. Когда армия Ивана Грозного штурмовала город, царь был рассержен сопротивлением жителей, он велел снести красивую мечеть тут же после удачного штурма. Золоченые главы мечети, по преданию, на двенадцати подводах увезли в Москву. Собор Василия Блаженного, возведенный в честь покорения Казани, несет в себе зашифрованный образ погибшей мечети. Восемь глав московского храма повторяют восемь минаретов Кул-Шарифа, а девятый как символ победы господствует над ними. Историки не могут до конца отрицать эту легенду, ведь предположительно зодчий одновременно работал тогда и на Красной площади, и в Казани, где возводил новые стены Кремля.

Исследователи архитектуры Покровского собора не раз подчеркивали, что это был не просто обетный храм (то есть построенный по данному обету), а его замысел не исчерпывался благодарением за казанскую победу.

Собор должен был стать храмом прославления победы Московской Руси, он должен был увековечить память о погибших "за други своя" под стенами Казани, и, наконец, собор знаменовал собой одновременно высшую награду "в царствии небесном", которую должны были получить, по учению церкви, убитые, и воплощал представление о Москве как о "новом Иерусалиме" (мировом центре, несущем спасение православному миру). То есть Покровский собор, с одной стороны, осмыслялся как символ небесного града – Горнего Иерусалима, который был воплощен в нем через образы жизнерадостной, праздничной, «райской» архитектуры, а с другой стороны, как образ земного Иерусалима, соединявшегося с образом и реалиями Храма Гроба Господня. Именно Иерусалимом называют собор иностранцы, посетившие в 16 в. Московию и оставившие записки о своих путешествиях.

Уникальная архитектура Храма

Первоначально Покровский собор был несколько иным, чем мы видим его сейчас. Первой построили деревянную модель, а потом "перевели" ее в камень. Эта особенность отразилась и на архитектуре храма, которая напоминает ярусными башнями, шатрами и переходами северные деревянные церковки в карельской, архангельской, вологодской и костромской сторонах.

Ни один купол в этом соборе не повторяет другой. Один из них густо усеян золотистыми шишками, они как звезды на небе в темную ночь; на другом – по светлому полю бегут зигзагами алые пояса; третий напоминает очищенный апельсин с желтыми и зелеными дольками. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В целом собор создает ощущение праздничности и нарядности. До конца 17 века, пока на территории Кремля не была построена колокольня Ивана Великого, собор Василия Блаженного являлся самым высоким зданием в Москве. Высота собора составляет 60 метров. Приделы соединены друг с другом системой переходов
Каждая церковь получила освящение в связи с церковными праздниками, на дни которых приходились важные события Казанского похода. Центральный столпообразный храм, увенчанный шатром, назван в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Восемь храмов-приделов, окружающих центральный столп, были освящены в честь Св. Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, свв. Киприана и Устиньи, Трех патриархов Александрийских, святителя Григория Армянского, преподобных Варлаама Хутынского и Александра Свирского.

Свой теперешний разноцветный вид храм обрел во второй половине XVIII века при Екатерине II. Тогда его реконструировали: снесли 16 маленьких глав вокруг башен, сохранив в основе восьмеричную символику, а шатровую колокольню соединили со зданием собора. Тогда же собор приобрел современную окраску и стал настоящим чудом.

Храм славен своими подземными ходами. Масштабное обследование храма произвели в 1924 году Д. П. Суховов и И. Я. Стеллецкий. Под приделом Иоанна Милостивого они обнаружили замурованную комнату, в полу которой виднелась глубокая яма (вскоре засыпанная).

Окна-бойницы найденной комнаты были заложены кирпичом. "В нижнем ярусе церкви вместо обычных окон – амбразуры, как со стороны реки, так и со стороны Красной площади [. ]. В лабиринте подвалов собора к амбразурам такие же подступы, как и для пушек в башнях Китай-города и любого из монастырей",- писал И. Я. Стеллецкий.

Десятая церковь – храм святого Василия – была пристроена в 1588 году. Так храм стал десятиглавым и получил своё второе, неофициальное название – собор Василия Блаженного.

Василий Христа ради юродивый

Согласно легенде Василий Блаженный, самый чтимый на Руси юродивый, сам собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо, и никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью, в августе 1552 года отдал их Ивану Грозному, который вскоре повелел строить на этом месте храм.

Читайте также:  Газовый поршень для мебели

Василий родился в 1469 г., в московском подгородном селе Елохове. Родители его, крестьяне, отдали его в обучение сапожному мастерству. Трудолюбивый и богобоязненный юноша, повествует житие, Василий был удостоен дара прозрения, который обнаружился случайно. К хозяину Василия пришел человек заказывать сапоги и просил сделать такие, которые прослужили бы несколько лет. Василий при этом улыбнулся. На вопрос хозяина, что значит эта улыбка, Василий ответил, что человек, заказывавший сапоги на несколько лет, умрет завтра. Так действительно и случилось.

Василий, шестнадцати лет от роду, оставил хозяина и мастерство и начал подвиг юродства, который совершал 72 года, без крова и одежды, подвергая себя великим лишениям, отягчая тело веригами, которые и доныне лежат на его гробе. Житие Блаженного описывает, как он и словом и примером учил народ нравственной жизни.

С именем Василия Блаженного связано много легенд, историй и чудес. Например, однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему боярином, задумали обманом выманить ее у него. Один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий покрыл "мертвого" своею шубой, но, видя обман, сказал при этом: "буди же ты отныне мертв за лукавство твое; ибо писано: лукавии да потребятся". Обманщик действительно умер.

Говорят, что Блаженный летом 1547 г. пришел в Вознесенский монастырь на Остроге (ныне Воздвиженка) и пред церковью долго молился со слезами. Так он предвозвестил страшный московский пожар, который начался на следующий день именно с Воздвиженского монастыря. Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, "яко провидца сердец и мыслей человеческих". Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицей Анастасией. Василий скончался 2 августа 1552 года.

Царь сам с боярами нес его одр; митрополит Макарий совершал погребение. Тело Блаженного было похоронено на кладбище Троицкой церкви, что во Рву, там, где впоследствии построили Покровский собор.

С 1588 г. стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа. Царь Феодор Иоаннович велел устроить в Покровском соборе придел во имя Василия Блаженного, на месте, где он был погребен, и соорудил для мощей его серебряную раку. Память Блаженного в Москве издревле праздновалась с большой торжественностью: служил сам патриарх и при богослужении присутствовал царь.

Сокровища Храма

Мощи Василия Блаженного – не единственная ценность Храма. Специально для него в XVIII в. были написаны три уникальные фасадные иконы, по сей день хранящиеся в соборе: "Знамение со святыми на полях", ее реплика и "Покров с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными".

Икона "Знамение со святыми на полях" на восточной стороне церкви Троицы – самая ранняя, первой четверти XVIII в. По словам старосты собора В.Л.Белянкина, "изустное предание говорит, что эта икона была написана особенным искусством по сырой извести вместо масляных – составленных водою красок". У этой иконы есть предполагаемый автор – иконописец Тимофей Архипов, похороненный в 1737 г. у стен церкви Чуда Михаила Архангела собора московского Чудова монастыря.

Икона сразу стала почитаемой, а позднее считалась чудотворной. Это послужило причиной появления реплики с нее на деревянной основе, выполненной в 80-х гг. XVIII в. Отличаются иконы составом святых на полях. Икона поражает своими размерами – 2,84 х 2,84 м. Третья икона – "Покров с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными" – имеет столь же большие размеры (2,6 х 3,8 м) и находится на южной стене колокольни Покровского собора.

Появление богородичных икон "Знамение" и "Покров" на стенах собора закономерно. Сюжеты Покрова и Знамения Богоматери несут в себе одну и ту же символическую нагрузку – заступничество Богоматери перед лицом врага, а также утверждение покровительства Богоматери православному народу.

Всего в соборе Василия Блаженного 9 иконостасов, в которых находится около 400 икон 16-19 веков, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописных школ. Стены собора оформлены масляной живописью и фресками 16-19 веков. Помимо икон в соборе представлена портретная и пейзажная живопись 19 века, церковная утварь 16-19 веков. Среди особо ценных экспонатов – потир 17 века, принадлежавший царю Алексею Михайловичу.

Чудесные спасения

Необыкновенной красоты Храм неоднократно пытались снести, но всякий раз Храм чудом оставался стоять на месте. В 1812 г. Наполеон, покидая разоренную столицу России, приказал взорвать Покровский Собор вместе с Кремлем. Однако в спешке французы не успели сделать необходимое количество подкопов, и Кремль был подорван только в пяти местах – храмы остались невредимыми. Что же касается Покровского собора, то он не пострадал, так как дождь погасил зажженные фитили.

После революции Покровский собор еще один раз чудесно спасен. Его последний настоятель, протоиерей Иоанн Восторгов, особо ненавидимый большевиками, был расстрелян в 1919 г., а в 1929 г. храм был окончательно закрыт, колокола отданы в переплавку. В тридцатые годы Лазарь Каганович, преуспевший в разрушении храма Христа Спасителя, Казанского собора Кремля и других храмов Москвы, предложил снести и Покровский собор, чтобы расчистить место для парадов и демонстраций.

В народе существует предание, что он изготовил макет Красной площади со съемным Покровским собором и принес его Сталину. Доказывая, что храм мешает машинам и демонстрациям, он неожиданно для вождя сорвал храм с площади. Ошарашенный Сталин якобы произнес историческую фразу: "Лазарь, поставь на место"! Известный реставратор П. Д. Барановский посылал телеграммы Сталину с призывом спасти храм. Ходили слухи о том, что якобы Барановский, приглашенный по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимся ЦК на колени, умоляя не разрушать храм, и это подействовало. Правда, впоследствии Барановский получил немалый срок.

Храм стоит и остается истинным символом Москвы и России. "Известный всему свету этот памятник, – говорит историк И. Е. Забелин, – по своей оригинальности занял свое место и в общей истории зодчества и вместе с тем служит как бы типической чертой самой Москвы, особенной чертой самобытности и своеобразия, какими Москва, как старый русский город, вообще отличается от городов Западной Европы. В своем роде это такое же, если еще не большее, московское, притом народное диво, как Иван Великий, царь-колокол, царь-пушка. Западные путешественники и ученые исследователи истории зодчества, очень чуткие относительно всякой самобытности и оригинальности, давно уже оценили по достоинству этот замечательный памятник русского художества" ("Черты самобытности в древнерусском зодчестве").

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *