Содержание
Жилой дом на садовом участке
Отмена уведомления о строительстве на садовом участке
C 1 июля 2019 года вступают в силу очередные изменения в Градостроительный кодекс. Коснуться они, в том числе, статьи 51 – Разрешение на строительство, а именно перечня разделов проектной документации, подаваемых в уполномоченные органы для выдачи разрешения на строительство.
До 1 июля 2019 года
После 1 июля 2019 года
Таким образом, с 1 июля 2019 года состав проекта, прикладываемого к разрешению на строительство будет выглядеть следующим образом:
- Раздел 1 "Пояснительная записка"
- Раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка"
- Раздел 3 "Архитектурные решения"
- Раздел 4 "Конструктивные и объемно-планировочные решения"
- Раздел 6 "Проект организации строительства"
- Раздел 10 "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов"
+ результаты инженерных изысканий.
При решении вопросов, связанных с законностью каких-либо строительных работ, основной упор делается на законодательные положения, прописанные в ст. 51 Градостроительного кодекса России. В 2018 году в закон были внесены некоторые изменения, которые необходимо учитывать, если планируется проведение строительных или реконструкционных работ. Обновленная статья регламентирует правила осуществления застройки для частных, физических и юридических лиц.
Описание статьи 51 «Разрешение на строительство»
Статья о градостроении в новой редакции определяет порядок выдачи разрешительной документации на начало строительных работ и прописывает условия для получения данных документов.
Важно! Самовольная застройка согласно ст. 222 ГК Российской Федерации без соответствующих, установленных законом документов, дающих право на возведение жилого дома или иного строения, является административным нарушением. В данной ситуации может быть принято решение о принудительном сносе строения.
Что представляет собой разрешение
Без получения разрешения на осуществление застройки не могут быть начаты никакие градостроительные работы, так как подобные действия будут признаны незаконными. Документ, разрешающий проведение градостроения, представляет собой итоговое заключение, которое свидетельствует о соблюдении застройщиком следующих условий:
- Соответствие проектной документации градостроительным требованиям.
- В предоставленном проекте учтены правила расположения объекта по отношению к строениям на соседнем участке, то есть не нарушено расстояние от границ расположенной поблизости частной территории.
- Установлено законное право застройщика на владение участком.
Получение разрешения обеспечивает законность осуществления проекта и позволяет избежать впоследствии проблем, связанных с посещением объекта проверочными комиссиями. Строение, возведение которого было одобрено на уровне местной администрации, не может быть признано незаконным даже в судебном порядке.
Где и в каком порядке можно получить разрешающий проведение градостроительных работ документ
Для того чтобы начать узаконенное осуществление проекта реконструкционной и строительной направленности, необходимо обратиться в органы местного самоуправления, рассматривающие указанные вопросы того территориального района, на котором расположен участок под застройку.
Застройщик должен предоставить в администрацию района или в многофункциональный центр по оказанию муниципальных и государственных услуг следующий пакет документов:
- Заявление.
- Паспорт застройщика.
- Документ, подтверждающий право собственности на земельную территорию.
- Проект будущего сооружения с указанием порядка проведения запланированных работ.
- План участка с обозначением места новостройки.
- Отсутствие претензий по вопросам проведения проектных работ от других дольщиков при долевом владении рассматриваемой территорией.
- Согласие всех правообладателей, если речь идет о реконструкции здания. Эта правовая бумага не требуется, если речь идет о многоквартирном доме согласно положению п.6.2 часть 7 ст. 51 ГрК РФ.
Срок рассмотрения предоставленной документации обычно составляет от 3 до 10 дней.
Период действия выданного документа и право его передачи другому лицу
Если «добро» на ведение действий капитального характера было получено, то в течение всего периода проведения работ разрешение будет в силе. Единственным исключением является частный жилой сектор. Здесь решение администрации будет считаться действительным на протяжении 10 лет от момента его выдачи.
При возникновении необходимости продажи недостроенного объекта выданная на его возведение документация, переданная новому собственнику в процессе заключения сделки о купле-продаже незавершенного строительства, будет считаться действительной.
О чем говорят комментарии к ст. 51 ГрК РФ
В комментариях к статье указано, что осуществление капитального ремонта, строительства и реконструкции всех видов объектов может проводиться частными и юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями. При этом обязательно учитывается планируемая направленность использования строения.
На каких условиях проводится рассмотрение заявления от собственника участка
Рассмотрение возможности проведения каких-либо работ на участке может проходить по одному из двух вариантов:
- с определением места расположения сооружения;
- без указания места возведения строения.
Также может понадобиться предоставление подтверждения того, что будут соблюдены санитарно-гигиенические нормы.
Комментарии по отдельным пунктам ст.51
- п. 3. Разрешение не может быть выдано в том случае, если отсутствуют правила землепользования, а также застройки. Исключением являются объекты федерального либо местного значения. Их строительство и реконструкция не требуют выдачи указанного документа. Также это право распространяется на сооружения капитального строительства, расположенные на участках, для которых нет градостроительных регламентов.
- п. 4. Разрешение на проведение реконструкции и строительных работ в обязательном порядке выдается органами местного самоуправления, которые располагаются по месту нахождения предоставленного под застройку земельного участка. Исключением являются объекты, определенные ч. 5 и ч.6 данной статьи, а также иными федеральными законами.
- п. 7. Документы либо их копии, оговоренные в пунктах 1, 2, а также 5 ч.7 статьи, запрашиваются по требованию государственных органов, органов местного самоуправления, в компетенции которых находится рассмотрение данного вопроса в срок, не превышающий 3 рабочих дней с момента подачи заявления о предоставлении разрешения на ведение строительства.
Судебная практика по статье 51 с примерами
Наиболее часто в судебной практике рассматриваются дела, регламентируемые ст.51 ГкРФ, о самовольной застройке. Нередко в суде оспаривается отказ в принятии комиссией или местной администрацией построенного или отреставрированного объекта. В случае если речь идет о подаче заявления на выдачу разрешения после возведения сооружения, то такие судебные дела завершаются признанием правильности действий администрации.
Важно! Документ, дающий право на настройку или осуществление реконструкционного проекта, по закону может быть выдан только до начала проведения работ. Если возведение сооружения завершено, то получить указанную правовую бумагу будет невозможно.
Пример 1. В 2017 году в арбитражный суд Москвы было подано заявление от компании, имеющей статус ОАО, по поводу признания проведенной ими реконструкции здания законной со стороны местной администрации. Данная компания настаивала на выдаче разрешения на реконструкцию после того, как та уже была выполнена.
Ответчик аргументировал свой отказ тем, что помимо возникших вопросов по проекту, присутствовало нарушение правил подачи заявления по срокам, так как оно было предоставлено на момент окончания работ по проекту.
Рассмотрев причины отказа, суд признал его правомерность на основании следующих фактов:
- были нарушены правила предоставления проектной документации со стороны ОАО;
- срок подачи заявления соответствовал периоду, когда реконструкция уже была завершена.
В результате действия администрации были признаны законными.
Пример 2. В процессе планирования строительно-реконструкционных работ подрядчиком было подано заявление в районную администрацию на получение соответствующего разрешения. Компания получила отказ по причине того, что ею не было предоставлено согласие на проведение работ всех правообладателей на помещения, расположенные в пристройке к нежилому зданию.
Глава администрации руководствовался положениями, прописанными в части 7 ст. 51 Градкодекса. В правовом акте говорится, что при подаче заявления требуется документальное подтверждение о получении согласия со стороны всех собственников объекта.
При внимательном рассмотрении дела выяснилось, что компания, планировавшая осуществление проекта, на деле являлась единственным его законным правообладателем. В соответствии с данным фактом было принято решение о незаконности действий администрации района.
Важно! Если застройщик является единственным правообладателем реконструируемого или возводимого здания, то документ о согласии собственников на проведение работ не является обязательным в предоставляемом пакете правовых бумаг.
При рассмотрении дел в судебной практике, касающихся ст. 51, последнее решение может быть принято апелляционным судом. При этом будут учтены все нюансы рассматриваемого дела.
Взаимосвязь статьи 51 Градостроительного кодекса РФ с другими правовыми нормами
При определении правомочности действий в соответствии со ст. 51 ГК РФ административными и судебными органами одновременно могут рассматриваться и положения, обозначенные в следующих законодательных актах:
- Градостроительный кодекс РФ.
- ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления».
- Положение об осуществлении строительного госнадзора в РФ.
- Положение об организации и проведении госэкспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
- Постановление, в котором идет речь о форме разрешения на строительные работы на ввод объекта в эксплуатацию.
- Инструкция, регламентирующая порядок заполнения установленной формы разрешения на строительство.
При рассмотрении вопроса о возможности проведения градостроительства учитываются все оговоренные в данных документах аспекты с учетом индивидуальности ситуации. Принятие положительного решения по выдаче документации, разрешающей реализацию проекта, возможно только при взаимодействии всех законодательных условий.
Важные моменты
При оформлении документации на начало застройки или капитального ремонта необходимо учитывать, что причинами для отказа в ее выдаче могут стать неверные действия застройщика, в частности, предоставление неполного пакета документов или наличие ошибок в проекте. Приоритетными задачами местной администрации при рассмотрении вопроса о начале разрешенной реконструкции или строительства являются следующие моменты:
- проверка наличия всех необходимых бумаг;
- анализ предоставленного архитектурного проекта;
- оценка предполагаемого инженерно-технического обеспечения;
- сопоставление проектной документации с требованиями Гражданского действующего кодекса.
В отдельных случаях могут потребоваться дополнительные документы, касающиеся специфики объекта.
Важно! Нет необходимости в выдаче разрешения на проведение строительных и реконструкционных работ в случае, если речь идет о постройке, относящейся к категории сооружений, прописанных в п 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ. В правовом акте речь идет о некапитальных строениях, для которых предусмотрена дальнейшая эксплуатация в качестве пристройки к основному зданию.
Выдача разрешения на капитальные строения является бесплатной. Застройщик имеет право оспорить в судебном порядке любые действия администрации.
При планировании капитального ремонта, реконструкции или возведения нового здания всегда стоит учитывать действующие требования по данным направлениям. Для того чтобы не иметь проблем с законом и не привлекаться к ответственности за незаконное строительство по действующим статьям КоАП, первым делом следует получить официальное разрешение администрации района на проведении работ. Несмотря на то что закон со временем может измениться, всегда несомненным плюсом для собственника здания будет наличие разрешения, полученного от административных органов. Это поможет избежать множества проблем.
С 04.08.2018 вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с внесенными в Градостроительный кодекс изменениями, под объектом индивидуального жилищного строительства (далее – ИЖС) понимается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
В соответствии с ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ при строительстве или реконструкции объектов ИЖС и садовых домов больше не требуется выдача разрешения на строительство .
В таких случаях застройщик подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома, содержащее следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);
2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;
4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта ИЖС или садового дома);
6) сведения о планируемых параметрах объекта ИЖС или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;
7) сведения о том, что объект ИЖС или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;
8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;
9) способ направления застройщику уведомлений.
Форма уведомления о планируемом строительстве утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (Минстрой РФ).
К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика;
3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо;
4) описание внешнего облика объекта ИЖС или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта ИЖС или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве после проверки представленных застройщиком документов направит ему уведомление о соответствии либо несоответствии объекта ИЖС (садового дома) установленным параметрам и допустимости (недопустимости) его размещения на земельном участке.