Содержание
При выборе ЛКМ для обработки древесины возникает вопрос чем лучше красить вагонку кистью или валиком, а многие решаются и на краскопульт. Может ли правильный выбор инструмента облегчить процесс?
Если Вы собираетесь красить уже смонтированную вагонку на стене, то облегчить процесс нанесения можно с помощью валика, а кисточкой промазывать впадины. По ширине валик можно выбрать сразу на две доски, быстрее будет происходить процесс нанесения с меньшим расходом краски. Ворс у валика выбирайте средний. Промазывая впадины кисточкой, нужно учитывать время высыхания краски. Если это воск, то сохнет он быстро в течении 40минут, поэтому нужно сразу наносить быстро и качественно. Преимущество масел в том, что сохнут они 12часов, у Вас остаётся достаточно времени для подкрашивания и не будет происходить наслоения краски пятнами. Т.е. делаем вывод выбираем валик с размером ок 25см шириной.
Что касается бытового краскопульта, есть много нюансов по применению данного типа нанесения краски или масел. Во-первых, расход краски больше, впитываемость краски в дерево хуже, требуется более жидкий раствор. Остаются подтеки и наслоение краски. Кисть лучше пропитывает древесину. Под каждую краску есть определенная жесткость кисти. Например, под фасадные масла выбирают жесткий, черный, синтетический ворс, т.к. они изначально густые и вязкие. При применении краскопульта нужно выдерживать определенное расстояние, что бы не образовалась капель и конечно же респиратор, т.к. аппарат воздушного распыления, образовывается облако.
Если Вы все-таки склоняетесь к классическому нанесению кисточкой (в случае нанесения масла это наилучший инструмент) можно выбирать кисть соответствующей ширине вагонки. Средняя стоимость хорошей кисточки от 500руб и до 1500руб профессиональной, с гарантией на определённый срок службы.
Ответ на вопрос – чем лучше красить вагонку кистью или валиком на поверхности.
Если же еще деревянная вагонка не смонтирована, то у Вас появляется возможность выполнять работы в проветриваемом помещении или даже на улице в сухую, теплую погоду. Таким образом Вы прокрасите места соединения вагонки и при рассыхании у Вас не проявятся непрокрашенные места.
Древесина во все времена считалась самым лучшим отделочным материалом. Секретов нет никаких: любые иные отделочные материалы, хоть в малой процентной доли, но содержат химические добавки. Древесина же не имеет подобных издержек. Да и срок службы очень выгодно отличает древесину от любого материала — он значительно больше. Получается, что обшитое вагонкой помещение и смотрится богаче, и экологически значительно лучше.
В силу того, что деревянная вагонка со временем впитывает в себя влажность, грязь и т.д. и затем темнеет, то ее следует покрасить.
А если еще рассматривать и финансовую составляющую ремонта, то вагонка на порядок дешевле любых новомодных отделочных материалов, которые приходится часто менять. Вопрос только в том, что древесина обладает довольно высокой степенью адсорбции (впитывания), это приводит к потемнению материала и потере внешнего вида. Вагонка же из хвойных пород древесины способна длительный срок «плакать» (выделять смолу). С одной стороны, это очень полезные фитонциды, но с другой — это потеря эстетических качеств отделки. Для того чтобы эти издержки свести к минимуму, предусмотрена покраска вагонки.
Эстетическая сторона вопроса
Пере покраской необходимо удалить потемневший слой с вагонки, а затем обработать пропиткой от грибка.
Покрасить вагонку несложно. Но сначала необходимо определить, действительно ли вы хотите лишиться возможности любоваться богатством узоров вагонки в чистом виде. При желании можно покрасочные работы сделать таким образом, что вагонка все время будет смотреться как новая. Поможет в этом обработка мастикой или вощение с последующим лакированием. Для каждого из этих процессов потребуется предварительная обработка вагонки с помощью наждачной бумаги или обычной пемзы.
Верхний (потемневший) слой древесины снимается, и материал обрабатывается антисептиком. Без этого нельзя: древесные изделия очень боятся грибковых поражений и различных вредителей. Антисептик высыхает, и можно приступать к обработке воском или мастикой. Оба материала должны быть прогреты до состояния однородной тягучей массы. На вагонку наносится небольшое количество вещества и производится втирание его в древесину. Делаем это войлоком или куском шерстяной ткани круговыми движениями. Обработка мастикой требует периодической зачистки и повторного втирания вещества в древесину, так что такой способ не пользуется популярностью. Вощеная же вагонка подвергается покрытию лаком на алкидной основе. При такой обработке требуется соблюдение ряда условий: температура высыхания не должна быть слишком высокой или низкой, попадание прямых солнечных лучей на свежий слой лака приводит к растрескиванию поверхности, требуется проветривание помещения.
Какие потребуются инструменты и материалы?
Нельзя считать, что отмеченный способ обработки вагонки является единственно правильным решением вопроса. На практике для покраски используются и иные материалы: масляные или акрилатные краски, упомянутый ранее алкидный лак, акриловые аквалаки. Для того чтобы покрасить вагонку, вам потребуются:
Для покраски вагонки зачастую используют алкидный лак, который создает дополнительный защитный слой.
- малярный лоток;
- кисти;
- валик;
- краскопульт;
- лестница;
- ведро;
- грунтовка;
- антисептик;
- наждачная бумага или пемза;
- защитные очки;
- монтажная лента.
Порядок выполнения работ
Покраска вагонки начинается с зачистки поверхности, предназначенной под покраску. Обычная вагонка зачищается вручную. Хотя никто ведь не запрещал пользоваться электроинструментом: шлифовальная машинка вполне облегчит работу и сократит время. Поверхность очищается от пыли и подвергается тщательной обработке антисептиком.
Если предусмотрено грунтование вагонки, то обработка антисептиком не является обязательной, поскольку современные грунтовки для дерева сочетают в себе еще и защитные свойства.
После того, как Вы добавили в краску колер, следует дать краске настояться.
Грунтовке (или антисептическому покрытию) дают высохнуть и начинают непосредственно красить вагонку. Краску следует заколеровать в ведре и дать отстояться около 30 минут. Необходимо это потому, что свежеприготовленный оттенок краски будет совсем не таким по прошествии указанного времени.
Это не страшно, поскольку терять время впустую вам не придется: предстоит проклеить стены и пол в местах наиболее вероятного попадания краски. Так вам не придется затирать нежелательные мазки или капли краски. При работе с краскопультом это чуть ли не самый важный момент, так как мелкие капли краски всегда «сделают посадку» там, где их удаление очень затруднительно. Спешить проклеивать стены не обязательно, поскольку очень часто добиться необходимого оттенка можно только за 2-3 колерования, значит, время у вас точно будет. Допустим, что вам посчастливилось все успеть проклеить и добиться именно желаемого оттенка краски. Тогда можно переходить к главному этапу.
Этапы нанесения красящего состава
Для покраски вагонки удобнее всего использовать валик.
Покраска вагонки производится в несколько этапов. Сначала наносим кистью на поверхность вагонки небольшой (контрольный) мазок. Исследовать его поведение не стоит, но обратите внимание, не скатывается ли краска. Ошибочный выбор сочетания краски и грунтовки могут вполне к этому привести. Если краска не ложится на поверхность, следует заменить основу (т.е. грунтовку). Такие случаи встречаются нечасто, поэтому очень большая вероятность, что и качество краски на вагонке и оттенок самой краски вас лично вполне устраивают. Начинаем красить. Углы и края стен (вдоль монтажной ленты) следует красить с помощью малярной кисти. Основную часть плоскости красим с помощью валика. Стараемся не допускать ошибок: валик следует не обмакивать в краску, а просто прокатывать в лотке. Так вы гарантированно получите ровный слой краски и не допустите потеков на стенах.
Краску стоит наносить в 2-3 слоя. Каждый слой требует высыхания. Уберегаем свежий слой краски от солнечных лучей и от высоких температур. После высыхания краски помещению дают хорошо проветриться. После этого можно снимать монтажную ленту. Вагонка покрашена.
Особенности покраски, если вагонка старая
Для зачистки старого слоя вагонки используйте пемзу.
Покрасить старую вагонку значительно сложнее. А все потому, что ее предварительная подготовка будет занимать длительное время. Будем исходить из того, что упомянутая вагонка впитала в свою поверхность большое количество загрязнений или ее защитный слой пришел в ужасное состояние. И в том, и в другом случае берем в руки пемзу и начинаем тщательную зачистку вагонки. Напоминаем, что вагонкой называют деревянные панели, которые не отличаются толщиной. Поэтому при зачистке не нужно усердствовать, чтобы не сделать на поверхности вагонки глубоких царапин. Восстановить первозданный вид материала у вас не получится, поэтому варианты с лакированием или вощением сразу следует отбросить. Отсюда следует, что на небольшие повреждения или сколы можно не обращать внимания. Их ведь легко заделать с помощью шпатлевки по дереву. Под слоем краски эти места все равно не будут видны. Просто получится вид потемневших от времени участков.
Сода или глина для очистки?
Поверхностный слой вагонки очень хорошо очищается с помощью пищевой соды. Для этого достаточно тщательно смочить поверхность концентрированным раствором соды. Далее просто смываем все это теплой водой, и поверхность практически готова.
Напоследок хочется дать несколько советов по покраске:
Вагонку необходимо красить сверху вниз для того, чтобы не образовывались подтеки.
- Покраска вагонки производится сверху вниз, чтобы избежать появления потеков.
- Для наружной покраски использовать лучше матовые варианты краски или лака.
- Покрасить вагонку на потолке помещения можно с применением аквалаков: они уберегут поверхность от воздействия испарений и «дышат», что позволяет продлить срок службы древесины.
- Перед тем как покрасить вагонку, позаботьтесь о средствах индивидуальной защиты: практически в каждом из упомянутых видов красок и лаков присутствуют отравляющие вещества, которые еще и очень летучи.
- Краска, случайно попавшая на тело, легко удаляется с помощью подсолнечного масла.
Есть и еще более древний способ «омоложения» древесины: с помощью глины. Сложно объяснить, как все это работает, но качество очистки гарантировано. Глину замешивают до состояния очень густой сметаны и этот раствор наносят на поверхность. После высыхания глину удаляют, поверхность промывают. Очистка от загрязнения гарантирована. А как качественно покрасить вагонку, вы уже знаете — процесс описан выше.
Покраска вагонки – задача несложная. Если иметь полную информацию обо всех деталях выбора и краски и ее нанесения, процесс будет максимально простым.
Покраска вагонки: фото
Что нужно знать о покраске вагонки
При покраске наружных деревянных стен нужно учитывать вид отделочного материала. Вагонка, имитация бруса, деревянный сайдинг – это один и тот же материал. Эти отделочные доски отличаются лишь толщиной и профилем. Для всех этих видов облицовки подойдут одни и те же краски, при нанесении которых может быть использована любая приемлемая техника.
Отделка фасада вагонкой
Обшивка дома снаружи вагонкой
Если стена возведена из бруса или оцилиндрованного бревна, требуется другой подход к выбору краски и способу ее нанесения. Об этом нужно знать прежде, чем решать, как и чем покрасить стены деревянного дома.
Не стоит опасаться того, что через 2-3 года понадобится подновить или перекрасить фасад. Если знать все правила и секреты процесса окрашивания, облицовочный слой не потеряет своих свойств и через 10 лет. Многие производители лакокрасочных материалов (ЛКМ) дают гарантию и на более долгий срок.
Фото: крашенная имитация бруса
Важные моменты, о которых нужно знать
Большинство домовладельцев, не знакомых с нюансами выбора и нанесения краски, жалуются на то, что уже на следующий год после окрашивания, фасад теряет свою привлекательность. Отделочный слой начинает шелушиться и растрескиваться. Все эти неприятности можно предотвратить.
Но даже среди специалистов немногие знают о том, что для получения отличного результата нужно изменить сам подход к окрашиванию дерева. Эта работа требует столь же пристального внимания, как и покраска автомобиля. Для получения долговечного облицовочного покрытия нужно выполнить несколько действий:
- тщательно подготовить дерево;
- загрунтовать поверхность;
- нанести столько слоев краски, сколько рекомендует ее производитель.
Тщательное соблюдение всех нюансов положительно сказывается на результате окрашивания вагонки
Рассмотрим каждый из этих процессов максимально подробно.
Как правильно подготовить древесину к окрашиванию
Просушка вагонки
Тщательная подготовка древесины включает несколько этапов. Первый из них – качественная сушка отделочного материала. Если вагонка будет сырой, краска не продержится на ней больше 1-2 лет. Уже на следующий сезон станут заметны ее шелушение и блеклость. Хозяин может решить, что в этом виноваты качество краски или неумелые руки рабочих, но на самом деле причина в неправильной подготовке древесины или игнорирование этого важного этапа.
Камерная сушка вагонки
Перед покраской доска должна быть сухой. Допустимая степень влажности 15-20%. Но не всегда можно добиться таких показателей, особенно для тех фасадов, которые уже облицованы. Мастера рекомендуют использовать такой способ: соорудить над стенами навес, защищающий их от дождя, и демонтировать его через 3-4 недели. За это время дерево потеряет достаточное количество влаги и можно будет приступать к отделочным работам.
Существует мнение, что процесс сушки древесины ускоряет нанесение на нее качественного антисептика глубокого проникновения. К таким относят Neomid 46 Bio.
Антисептик для промежуточной защиты Neomid-46 BIO концентрат
Проникая в поры, состав замещает собой влагу и процесс ее испарения ускоряется. В этих целях можно использовать любой консервант, с помощью которого защищают дерево на период строительства дом. В среднем, эти составы действуют в течение 6-7 месяцев, после чего самопроизвольно разлагаются на биологически безопасные вещества.
Как проверить степень влажности вагонки
- Вырезают кусок полиэтиленовой пленки размером 40/40 см.
- С помощью скотча крепят его к вагонке так, чтобы не оставалось зазоров.
- Оставляют на 24 часа.
- Оценивают степень влажности внутренней стороны полиэтиленовой пленки.
Если поверхность полиэтилена влажная на ощупь, значит, вагонка не высохла. Такую древесину нельзя окрашивать.
Обработка вагонки
Важный момент подготовки к окрашиванию – шлифовка досок. В этой процедуре нуждаются все материалы среднего качества (сорт В и ниже). Зачастую на такой древесине можно заметить «ворсистые» участки, неровности профиля, перепады высот в области сучков. Все перечисленное является проблемными зонами, не устранив которые, невозможно получить качественно окрашенную поверхность.
Проще всего обработать облицовочный материал до того, как он будет уложен на стены. В этом случае можно использовать различные инструменты: фрезер с фрезой соответствующего профиля, УШМ с абразивным диском, рейсмус. Однако использование механического способа обработки не исключает необходимости в ручном труде. Все углубления и выступы профиля придется шлифовать с помощью наждачной бумаги.
Инструмент для шлифовки вагонки
Если вагонка уже закреплена на фасаде, для обработки древесины используют нейлоновую абразивную щетку и шлифмашинку. Процесс шлифования не быстрый, но он позволит не задумываться об отделке фасада в течение 8-10 лет.
Цены на популярные модели шлифмашинок
Грунтование древесины
После того как вагонка обретет ровную и гладкую поверхность, древесину необходимо загрунтовать. Не стоит надолго откладывать этот процесс. Поэтому рекомендуется заранее определиться с видом грунтовки и приобрести ее требуемое количество. В этом деле есть важный момент: не рекомендуется выбирать самый недорогой состав. Он не сможет обеспечить качественной адгезии и в должной мере не защитит древесину от влаги.
Качественная грунтовка зачастую стоит дороже краски. Такая ситуация наблюдается в разных линиях продукции компании «Тикурилла». Грамотный производитель знает о том, что важнейшая часть работ по окрашиванию – грунтование. Именно его качество определяет долговечность лакокрасочного покрытия.
Tikkurila Valtti Akvabase
Для внешних работ подойдут следующие виды грунтовок:
- акриловые;
- на основе акрила и силикона;
- на основе эпоксидных смол.
Независимо от химического состава грунтовки, нужно выбирать те продукты, на таре которых указано, что они предназначены для фасадных работ. Еще одно важное свойство, на которое нужно обращать внимание – степень проникновения раствора вглубь древесины. На грунтовке так и должно быть указано: «глубокого проникновения».
Валтти-Похъюсте — Valtti Pohjuste
Не рекомендуется использовать для фасадных работ алкидные составы. Они образуют на поверхности материалов тонкую пленку. Она одновременно и защищает вагонку от вредителей и образования плесени, и препятствует выходу влаги из глубоких слоев древесины. Поэтому лучший выбор – водорастворимые грунты, в состав которых входят акрил и (или) силикон.
Нередко в продаже можно встретить акриловые проникающие грунты с антисептическими добавками
При грунтовании и окрашивании фасада особое внимание уделяют южной стороне дома. Она в большей степени подвергается негативному воздействию ультрафиолета. Поэтому с северной стороны дома краска меньше выцветает и реже растрескивается.
Цены на средства для защиты древесины
Выбор краски для деревянного фасада
Многие домовладельцы совершают одну ошибку: невнимательно читают, или вообще не читают то, что написано на банке с краской. В этой информации содержатся инструкции и рекомендации производителя, соблюдая которые, можно достичь делаемого результата. Но прежде чем до них дойдет дело, нужно определиться с видом краски. После этого можно приступать к ознакомлению с нюансами ее нанесения.
Замечено, что быстрее всего теряют насыщенность цвета масляные краски. Они же быстрее других покрываются трещинами. Причина в составе этих ЛКМ и их вязкости. Последнее свойство обеспечивает высокую укрывную способность, но не гарантирует качество покрытия. Поэтому масляные составы нечасто используют для отделки фасадов.
Краска масляная МА-15 «Эконом»
Оптимальный выбор для наружных работ – быстросохнущие водорастворимые акрилатные краски. Можно обратить внимание на продукцию компании «Тикурилла». У этого производителя широкий ассортимент ЛКМ для фасадных работ. Отличные отзывы о красках «Ультра» и «Пика Техо».
«Пика-Техо» акрилатная краска
Краска для деревянных фасадов Tikkurila Пика-Техо
Для регионов с нестабильными климатическими условиями, отличающимися перепадами температур и холодными зимами, подойдут фасадные краски на основе силикона. Эти составы успешно выдерживают низкие и высокие температуры, обладают высокой степенью влагостойкости, и в то же время остаются паропроницаемыми. Силиконовая фасадная краска сочетает в себе лучшие свойства акрилатных и силикатных составов, образует прочное равномерное покрытие.
Фасадная силиконовая краска
Цены на разные виды строительных красок
Характеристики фасадных ЛКМ
Вид ЛКМ | Рабочая температура | Время высыхания | Расход |
---|---|---|---|
Акриловая | +5°С – +20°С | 12-24 часа | 115-120 г/м2 |
Масляная | +5°С – +20°С | Не менее 72 часов | 110-130 г/м2 |
Алкидная | +5°С – +20°С | 24 часа | 140-150 г/м2 |
Силиконовая | +5°С – +20°С | 24-48 часов | 150-180 г/м2 |
Вагонку можно окрашивать морилкой, тонирующими пропитками и маслами. В качестве финишного покрытия используют воск или лак.
Образцы оттенков нанесённых морилок
Морилка для дерева, оттенки
Способы окрашивания вагонки
Прежде чем выбирать способ окрашивания, нужно узнать о тех правилах выполнения работ, без соблюдения которых не удастся достичь высокого качества отделки поверхностей. Основной момент заключается во времени проведения работ. Вагонку окрашивают не ранее, чем через 3 дня после последнего дождя. За это время древесина сможет полноценно высохнуть.
Температура воздуха должна быть положительной. Рекомендуемые производителями ЛКМ границы – +5°С – +20°С. Важно учесть и время суток. Лучше всего приступать к окрашиванию в 10-11 часов утра. К этому времени вагонка полностью высохнет от утренней росы.
Техники окрашивания вагонки
Проще всего покрасить вагонку до ее монтажа на фасад. В этом случае можно получить равномерный слой, без подтеков. Краску наносят кисточкой, валиком или краскопультом. Поскольку доски достаточно длинные, работу выполняют в просторном помещении или на улице. В любом случае потребуется выполнить небольшую подготовку.
Если решено работать в помещении, нужно предусмотреть возможность качественного проветривания. Пол, мебель и предметы обихода накрывают полиэтиленовой пленкой. Это особенно важно, если планируется использовать краскопульт. Не стоит забывать и о своей защите. В первую очередь понадобятся хлопчатобумажные перчатки. Если краску будут наносить методом напыления, надевают защитные очки.
Окрашивание вагонки малярной кистью
Процесс нанесения краски наиболее прост, если использовать качественную малярную кисть. Лучший выбор – полужесткая щетина, с достаточно мягким и ровным краем. Выбор инструмента зависит и от объема работ. Кисти из синтетической щетины более износостойкие.
Техника окрашивания состоит из нескольких простых действий.
Шаг 1. Открывают емкость с краской и тщательно перемешивают состав с помощью любого удобного приспособления. Можно использовать деревянную рейку достаточной длины.
Шаг 2. Погружают кисть в краску на 1/3 длины щетины.
Шаг 4. Слегка отжимают щетину о край банки.
Шаг 5. Легкими мазками наносят краску на дерево.
Окрашивание вагонки кистью
Шаг 6. Повторяют процесс до тех пор, пока не окрасят все доски.
Не стоит набирать много краски на кисть, иначе будут разводы
Покраска вагонки своими руками
Обработка вагонки краской
Окрашивание вагонки валиком
Выбирают узкий валик, оснащенный шубкой с ворсом средней длины. Понадобится лоток для краски, который иначе называют «малярной ванночкой» или «строительной кюветой».
Малярный лоток, валик
Шаг 1. Открывают емкость и перемешивают краску.
Шаг 2. Наливают краску в специальный лоток.
Шаг 3. Погружают валик в краску на ½ высоты ролика.
Шаг 4. Прокатывают валик по рифленой скошенной части кюветы. Тем самым, равномерно распределяют краску по шубке и отжимают излишки. Одного набора краски должно быть достаточно для окрашивания 1-1,5 м 2 вагонки.
Набираем краску на валик
шаг 5. Наносят краску, прижимая валик к дереву с равномерным усилием.
Покраска вагонки валиком
Шаг 6. Распределяют краску так, чтобы поверхность была качественно прокрашена, и на ней отсутствовали подтеки.
Шаг 7. Повторяют процесс.
Нанесение краски валиком
Вагонка обладает достаточно сложным профилем, поэтому ребра досок придется докрашивать кисточкой.
Окрашенная в серый цвет вагонка
Окрашивание вагонки с помощью краскопульта
Для нанесения краски можно использовать аппарат безвоздушного распыления. Это наиболее удачный способ выполнения отделочных работ при уже смонтированном фасаде. Метод распыления позволяет окрасить все труднодоступные места. Но площади вблизи оконных и дверных проемов нужно дорабатывать с помощью малярной кисти.
Для нанесения краски можно использовать и такие аппараты, как краскораспылители низкого давления. При работе с этими инструментами нужно учесть, что часть капель будет оседать на предметы, расположенные вблизи от рабочего места. Это происходит потому, что выход краски из сопла аппарата веерообразный. Поэтому не все частицы попадают на поверхность фасада.
Работа с краскопультом более удобна, чем с кистью и валиком. Кроме того, процесс окрашивания будет намного более быстрым.