Общие положения о сдаче Заказчику и допуске в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок.
Порядок сдачи Заказчику и допуска в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок регламентируется следующими документами:
1. Правила технической эксплуатации коммунальных отопительных котельных, утвержденные приказом Минстроя России за № 251 от 11.11.92 г.
2. Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные приказом Минэнерго России за № 115 от 24.03.03 г.
3. Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа ( 0,7 кгс/см2 ), водогрейных котлов и водоподогревателей с температурой нагрева воды не выше 388 К ( 115 оС ), утвержденные приказом Минстроя России за № 205 от 28.08..92 г.
4. Методические указания по допуску в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и тепловых энергоустановок, утвержденные приказом Минэнерго России за № 32 01-05/105 от 05.04.02 г.
5. Строительные нормы и правила СНиП 3.01.04-87, утвержденные постановлением Госстроя СССР за № 84 от 21.04.87 г. «Приёмка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения».
6. Строительные нормы и правила СНиП 3.05.05-84, утвержденные постановлением Госстроя СССР за № 72 от 07.05-84 г.
«Технологическое оборудование и технологические трубопроводы». Данные Нормативные документы регламентируют только порядок сдачи Заказчику и допуска в эксплуатацию теплотехнического оборудования.
Порядок сдачи Заказчику и допуска в эксплуатацию новых и реконструированных систем электропривода регламентируется главой 1.8. «Нормы приёмо-сдаточных испытаний» Общих правил Раздела 1, утвержденного приказом Минэнерго № 150 от 09.04.03 г. Правил устройства электроустановок.
Основные этапы электромонтажных работ отражены в общих формах приемо-сдаточной документации см. Инструкцию по оформлению приемосдаточной документации по электромонтажным работам ВСН 123-90, утвержденную Минмонтажспецстроем СССР 24 декабря 1990 г.
Общие положения о сдаче Заказчику и допуске в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок заключаются в следующем:
1. Монтаж и реконструкцию тепловых энергоустановок производить можно только на основании проектного решения выполненного, утвержденного и согласованного в установленном порядке.
(В крайнем случае, можно начинать работы на основании письменного задания Заказчика, в котором должно быть указано, что и как необходимо смонтировать, какое оборудование необходимо установить).
Обязательным условием должно являться то, что Заказчик обязуется разработать проектное решение выполненное, утвержденное и согласованное в установленном порядке, ответственность с монтажной организации за нарушение Правил при этом снимается.
2. Строительно-монтажные организации несут ответственность за выполнение строительных и монтажных работ в соответствии с проектом и в установленные сроки, за надлежащее качество этих работ, проведение индивидуальных испытаний смонтированного ими оборудования, своевременное устранение недоделок, выявленных в процессе приемки строительных и монтажных работ и комплексного опробования оборудования, своевременный ввод в действие производственных мощностей и объектов.
3. Монтажные организации по окончании монтажных работ обязаны провести индивидуальные испытания и опробование работы механизмов на холостом ходу.
4. Монтажные организации обязаны по проведению индивидуальных испытаний и опробования работы механизмов на холостом ходу составить необходимые Акты и передать смонтированное оборудование Заказчику в эксплуатацию.
В случае производства монтажных работ по отдельным котлам, трубопроводам и насосам необходимы следующие Акты:
- Акт на гидравлическое испытание смонтированного оборудования (котлы, трубопроводы, насосы, система ХВО).
- Акт установки и настройки предохранительных клапанов.
- Акт опробования на холостом ходу механизмов.
- Акт приёмки оборудования после монтажа и индивидуальных испытаний.
После подписания Акта приёмки оборудования после монтажа и индивидуальных испытаний вся ответственность за дальнейшее состояние и эксплуатацию оборудования ложится на Заказчика.
5. Заказчик должен предварительно подготовить все необходимые документы и инструкции, обучить и аттестовать обслуживающий персонал, назначить ответственного за безопасное действие котлов.
После подписания «Акта приёмки оборудования» Заказчик должен представить принятое им оборудование органу государственного энергетического надзора для осмотра и выдачи временного разрешения.
6. По получении временного разрешения, сроком до 6 месяцев, Заказчик должен провести пусконаладочные работы с составлением «Акта Комплексного опробования», режимных карт работы котла, систем ХВО и иного оборудования.
Все пробные и пуско-наладочные работы производятся персоналом Заказчика самостоятельно, либо с привлечением персонала пуско-наладочной организации.
Монтажная организация не имеет права производить своим персоналом «контрольную топку», не имеет права производить комплексное опробование, составление режимных карт работы котла, систем ХВО и иного оборудования.
Персонал монтажной организации не обучен и не аттестован в качестве обслуживающего и пуско-наладочного персонала тепловых энергоустановок.
Персонал строительно-монтажной организации обязан в период комплексного опробования ( в течении 72-х часов ) дежурить на объекте с целью своевременного устранения выявленных дефектов монтажа.
7. По окончании комплексного опробования и подписания « Акта на комплексное опробование » вся ответственность за эксплуатацию тепловых энергоустановок лежит только на Заказчике, монтажная организация и завод-изготовитель тепловых энергоустановок несут ответственность в рамках своих гарантийных обязательств.
Аналогичные требования относятся и к окончанию монтажных работ и вводу в эксплуатацию систем автоматизации и управления работой котла.
Сдача котельной в эксплуатацию проходит в несколько последовательных этапов:
- Этап 1: Фактическое завершение пусконаладочных работ, выдача временных режимных карт.
- Этап 2: Подготовка необходимого пакета документов и заявления, подача документов в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.
- Этап 3: Рассмотрение ответственным должностным лицом представленного пакета документов, работа с замечаниями (при их наличии) к представленному пакету документации.
- Этап 4: Проведение осмотра тепловой энергоустановки инспектором Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
- Этап 5: Получение официального разрешения на эксплуатацию котельной – «Акт допуска установки в постоянную промышленную эксплуатацию».
В первую очередь комиссия обращает внимание на безопасное использование следующих агрегатов:
- электрики;
- тепловых систем;
- дымовых труб, вентиляторов, дымососов;
- газовых установок атмосферного или избыточного давления (ГРУ, ШРП).
Поскольку котельная считается промышленно-опасным сооружением, то проверка проводится тщательно и скрупулезно. Только после того, как у инспектора не останется сомнений в пригодности, безопасности, соответствии объекта всем заявленным требованиям, владельцу будет выдана лицензия.
Должностное лицо Службы для выдачи разрешения на допуск в эксплуатацию котельной рассматривает заявление установленного образца и перечень прилагаемых документов:
Вопрос:
Ростехнадзором получено обращение с просьбой разъяснить, требуется ли разрешение Ростехнадзора на пуск газа для проведения пуско-наладочных работ газовой котельной, если получение такого допуска не предусмотрено проектом?
Ответ: Специалистами Управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса подготовлен следующий ответ.
Вопрос от 13.03.2016:
Какие документы необходимы для приёмки в эксплуатацию законченного строительством объекта системы газоснабжения?
Ответ: Ответ на данный вопрос подготовлен специалистами Управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ростехнадзора.
Полный перечень документов, обязательных при приёмке в эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления, установлен п. 95 указанного раздела.
Вопрос от 19.06.2019:
Необходимо ли участие представителей Ростехнадзора при приемке объектов газопотребления на низком давлении газа?
Ответ: Вне зависимости от давления газа приемка сетей газораспределения и газопотребления построенного объекта осуществляется в соответствии с требованиям пунктов 2 и 93 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870, с изменениями на 14.12.2018, приемочной комиссией, создаваемой застройщиком или инвестором, в состав которой входит в том числе представитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по надзору в сфере промышленной безопасности.
Вопрос от 19.04.2018:
Необходимо ли участие представителя Ростехнадзора в комиссии по приемке в эксплуатацию сети газопотребления для получения разрешения на пуск газа и проведение пуско-наладочных работ на газоиспользующем оборудовании?
Ответ: В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. № 317 «Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации», пуск газа на построенное, реконструированное или модернизированное газоиспользующее оборудование и оборудование, переводимое на газ с других видов топлива, для проведения пусконаладочных работ (комплексного опробования) и приемки оборудования в эксплуатацию производится на основании акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению), который в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.06.2017 № 713 «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения» подписывается Исполнителем и Заявителем.
На основании вышеизложенного, участие представителя Ростехнадзора в комиссии по приемке в эксплуатацию сети газопотребления для получения разрешения на пуск газа и проведения пуско-наладочных работ на газоиспользующем оборудовании не требуется.
Комментарий от нас:
Таким образом, получается противоречие – в новых редакциях документов
При регистрации нового ОПО сети газопотребления поступаем так – берем письмо на вызов инспектора (бланк), закидываем в Ростехнадзор, получаем письмо -отказ , что не требуется, прикладываем к комплекту документов и сдаем в Ростехнадзор без подписи инспектора на акте приемки в эксплуатацию.
Вопрос от 22.11.2018:
В связи с многочисленными запросами, поступающими от субъектов предпринимательской деятельности, по вопросу порядка ввода в эксплуатацию объектов наружного газоснабжения управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) информирует.
Ответ: Ростехнадзор не осуществляет надзор за строительством сетей газораспределения и газопотребления, за исключением строительства объектов капитального строительства I, II класса опасности.
В соответствии с пунктом 93 «Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года № 870 (далее «Технический регламент»), приемка сетей газораспределения и газопотребления осуществляется приемочной комиссией, создаваемой застройщиком или инвестором, в состав которой входит представитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере промышленной безопасности.
В соответствии с пунктом 97 «Технического регламента» формируется документ, подтверждающий соответствие параметров построенной или реконструированной сети газораспределения и газопотребления параметрам, предусмотренным проектной документацией. Далее на основании пункта 98 «Технического регламента» оформляется акт приемки, который подписывается всеми членами приемочной комиссии и является документальным подтверждением соответствия построенных или реконструированных сетей газораспределения и газопотребления требованиям, установленным «Техническим регламентом» и иными техническими регламентами.
Вопросы ввода в эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Дополнительно сообщаем, что если на объекте используются сети газораспределения и газопотребления с давлением более 0,005МПа, то они, в соответствии с федеральным законом № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», относятся к опасным производственным объектам. Поэтому после ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию в 30-дневный срок организация или индивидуальный предприниматель должны зарегистрироваться в государственном реестре опасных производственных объектов. Далее получить лицензию на эксплуатацию опасных производственных объектов I, II, и III классов опасности. Данные услуги предоставляются Ростехнадзором.
Вопрос от 27.11.2018:
Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 330-ФЗ «О внесении изменения в статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации» внесены изменения в часть 17 статьи 51 ГК РФ. Таким образом, с 14 августа 2018 г. работы по строительству, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно, отнесены к работам, на осуществление которых не требуется получение разрешения на строительство, и соответственно, негосударственная экспертиза проектной документации.
Вместе с тем, нормами п. 95 «Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления» (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 г. № 870) установлено, что при приемке сетей газораспределения и газопотребления строительная организация представляет приемочной комиссии, кроме прочих документов, положительное заключение экспертизы на проектную документацию.
Прошу разъяснить позицию Ростехнадзора по данному вопросу.
Ответ 1: Согласно пункту 4_4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации, федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Верховенство федеральных законов на всей территории РФ обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы.
Также согласно пункту 3.3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ застройщик или технический заказчик может направить по собственной инициативе проектную документацию объектов капитального строительства, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу.
Ответ 2: В соответствии с требованиями пункта 19 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 №870, проектная документация на сети газораспределения и газопотребления должна соответствовать требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно подпункта «а» пункта 88 Технического регламента оценка соответствия сетей газораспределения и газопотребления требованиям Технического регламента осуществляется при проектировании (включая инженерные изыскания) сетей газораспределения и газопотребления в форме экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.08.2018 №330-ФЗ «О внесении изменений в статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации», получение разрешения на строительство. Реконструкцию объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0, 6 мегапаскаля включительно, не требуется.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, экспертиза проектной документации не проводится. Таким образом, для таких объектов исключается требование градостроительного законодательства о проведении оценки соответствия проектной документации требованиям технических регламентов.
Вопрос от 28.03.2019:
ТРЕБУЕТСЯ ЛИ ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЛИБО НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА ОБЪЕКТЫ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ГАЗОПОТРЕБЛЕНИЯ С ДАВЛЕНИЕМ ПРИРОДНОГО ГАЗА ДО 0,6 МЕГАПАСКАЛЯ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО?
Ответ: Федеральным законом №330 от 03.08.2018 года внесены изменения в часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании чего получение разрешения на строительство объектов газораспределения и газопотребления с давлением природного газа до 0,6 мегапаскаля включительно не требуется.
Согласно части 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, экспертиза проектной документации не проводится.
Разделы сайта, связанные с этой новостью:
Последовательность событий и новостей по этой теме
(перемещение по новостям, связанным друг с другом)