Меню Рубрики

Здания из красного кирпича

ПОЛУЧАЙТЕ СВОДКУ ВСЕХ ДОБАВЛЯЕМЫХ ПОСТРОЕК И СОБЫТИЙ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ДИЗАЙНУ Любой строительный материал, будь то бетон, сталь, дерево или стекло обладает своими неповторимыми свойствами, выдвигает архитектуре специфические конструктивные и эстетические требования, а также соответствует или противодействует идеям и задачам архитекторов. Поэтому архитектор не может не считаться с естественными характеристиками материала, чтобы использовать его максимально эффективно. В этом смысле кирпич является настоящей находкой, так как позволяет построить не только прочные, но и оригинальные сооружения. О самых интересных архитектурных идеях, воплощенных в кирпиче, читайте в нашей статье.

САМАЯ ДЛИННАЯ ПОСТРОЙКА В МИРЕ

Самым протяженным архитектурным сооружением мира является Великая Китайская стена, длина которой составляет 8851,8 км. Построена она была еще в III в. до нашей эры и конструктивно представляет собой две кирпичные стены, установленные на каменном фундаменте. Через каждые двести метров по всей протяженности стены возведены сторожевые башни. Расстояние между кирпичными стенами в нижней части конструкции — 6 метров, а вверху, чтобы обеспечить большую устойчивость, они сближаются на полметра. Между стенами находится очень плотно утрамбованная глина.

Великая Китайская стена строилась в основном из керамического кирпича, сделанного из глины, перемешанной с соломой. Данную массу прессовали и формовали вручную. Затем кирпич высушивался на солнце, после чего обжигался. Делалось это очень просто — кирпич со всех сторон обкладывался соломой, которую потом поджигали. Несмотря на такую простую технологию изготовления, этот кирпич до сих пор поражает современных ученых своей прочностью.

САМЫЙ БОЛЬШОЙ КИРПИЧНЫЙ КУПОЛ

Однако прочность — далеко не единственное преимущество керамического кирпича. В Римской Империи его широко использовали для создания таких сложных архитектурных конструкций, как своды и арки. С той поры роль кирпича в итальянской архитектуре огромна. Из него возводили практически все виды зданий от простых общественных построек до величественных соборов и церквей. Неудивительно, что самый большой купол из кирпича был сооружен именно в Италии.

Речь идет о куполе собора Санта-Мария дель Фьоре. Строительство самого здания началось во Флоренции еще в 1296 году, однако возвести купол над кафедральным собором не получалось более 100 лет. Сложность заключалась в том, что диаметр купола, который строился, чтобы продемонстрировать величие Флоренции, должен был составить 45 м, а работы необходимо было вести на высоте 55 м. К тому же заказчики отказались от проверенных временем конструктивных элементов: готических стрельчатых арок, контрфорсов и аркбутанов, часто используемых северными соседями, чью архитектуру необходимо было превзойти.

Только в 1420 году архитектор Брунелесски предложил на суд специальной комиссии модель кирпичного купола в масштабе 1:8, которую после долгих споров одобрили и впоследствии реализовали в натуральную величину.

Тайна этой конструкции не разгадана и по сей день. Архитектору удалось найти настолько точный изгиб ребер, что он удерживает большой объем строительного материала, в результате чего очень прочная дуга ребер выдерживает угол 60 градусов. К тому же Брунелесски применил в своей работе особый вид кладки, известный еще со времен Римской Империи, и наклонил кирпичи внутрь, а не расположил их горизонтально, как делали его современники. Все это помогло ослабить внутренний распор и снизить нагрузку на основание. Строительство купола завершилось к 1434 году, и ничего подобного с тех пор построено не было.

ЛЮБИМЫЙ МАТЕРИАЛ ГАУДИ

Во многом благодаря тому, что кирпич позволял много экспериментировать с конструкцией и создавать новые ее формы, данный материал стал одним из любимых инструментов каталонского архитектора Антонио Гауди, прославившегося своим неповторимым стилем. В своих работах он не только очень активно декорировал фасад, но и непрерывно искал новые возможности конструкций.

В частности при реконструкции дома Бальто, Гауди придумал очень интересную систему по распределению веса за счет параболических арок, сложенных из кирпича. Такая система обладает большой устойчивостью, и ее можно сравнить со скелетом гигантского животного, выдерживающего большие нагрузки. Так как данная система арок находится непосредственно в интерьере, то по желанию заказчика она была покрыта штукатуркой и выкрашена в белый цвет.

Использование кирпича помогало Гауди делать его проекты неповторимыми даже тогда, когда заказчик ограничивал полет фантазии архитектора, как это было при создании Колледжа ордена Святой Терезы . Здесь именно священники решали какие архитектурные и декоративные элементы украсят фасад здания. Но против многочисленных кирпичных арок и декоративных композиций на зубцах здания не смогли устоять даже столь строгие заказчики.

Строительный материал способен оказать столь сильное влияние на архитектуру, что порой дает название архитектурным стилям, определяющим внешний облик целых городов и даже стран. Одним из таких стилей является "кирпичная готика", для которой характерны большое количество богатых орнаментальных деталей кладки и чередование красного или глазурованного кирпича с побелкой стен известью, что делалось для более четкой структуризации плоскостей. В настоящее время многие образцы данного архитектурного стиля, расположенные в Польше, странах Прибалтики, Северной Германии, стали объектами Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Одним из ярчайших представителей кирпичной готики является Костел Святой Анны в Вильнюсе, при возведении которого архитекторы использовали 33 разновидности кирпича. Фронтон этого здания признан одним из величайших произведений архитектуры. Его отличают невероятная пластика, многообразие и декоративность линий и форм. Три изящные башни, равные по высоте, образуют симметричную композицию фасада, верх которого отделен карнизом от цокольной арочной композиции. Портал контрастирует с декоративной основной частью фасада, где нет ни одной плоской поверхности. А высокие узкие окна пересекает большая выгнутая килевидная арка, связывающая все композиционные элементы.

А вот для строительства другой жемчужины кирпичной готики — Церкви святого Николая, находящейся в городке Штральзунде на балтийском побережье Германии использовалось целых 65 разных видов кирпича. Для выкладки криволинейных форм, орнаментов и деталей декора здесь применялся так называемый лекальный кирпич, изготавливаемый в специальных формах. Само здание имеет форму трехнефной шестипролетной колонной базилики, чьи галерейные хоры венчают капеллы. Центральный неф имеет ширину 29 м. Западный фасад состоит из двух башен со стрельчатыми нишами.

Самая высокая кирпичная церковь в мире — Коллегиальная церковь Святого Мартина также построена по всем канонам кирпичной готики. Находится она в городе Ландсхуте, а высота ее составляет 130,6 м. Это здание также является типичным образцом баварских зальных храмов. При возведении его фасада использована оригинальная кладка из кирпичей различных оттенков, получившая название "баварская кладка".

А самая крупная кирпичная церковь в мире — Костел Святой Марии расположена в польском городе Гданьске и способна вместить в себя до 25 000 человек одновременно.

КИРПИЧ В РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ

Самое известное здание, построенное из кирпича в нашей стране, — это, конечно, Московский Кремль. Длина его стен составляет 2235 метров. В мире есть только 4 сооружения, в том числе упомянутая Великая Китайская стена, с большей протяженностью стен.

Кирпичные стены Кремля начали возводиться с 1485 года. Чтобы не оставлять Москву без защиты, строители сначала разбирали участок старой стены из белого камня, и на ее месте клали кирпич. Работами руководили итальянские архитекторы Феарованти и Соларио. Для строительства стен и башен использовался довольно крупный прямоугольный кирпич, вес которого достигал 8 кг. Верхнюю часть стен по итальянской традиции декорировали зубцами, похожими на хвост ласточки. Сами стены, гладкие с наружной стороны, с внутренней — включают в себя арочные ниши, которые облегчают и упрочняют конструкцию

Однако не стоит думать, что кирпич в Россию привезли иностранцы. В нашей стране существовали собственные традиции изготовления этого строительного материала, который назывался плинфой и представлял собой тонкий, часто квадратный, обожженный кирпич. Плинфа сушилась около двух недель в специальных деревянных формах, а затем обжигалась в печи. Из этого материала построены такие известные сооружения как киевские Золотые ворота и Пятницкая церковь в Чернигове.

Благодаря тому, что богатые месторождения глины встречаются практически на всех континентах, различные постройки из кирпича характерны не только для европейской культуры.

Например в Индии находится самый высокий минарет из кирпича высотой 72,6 метра, который носит название Кутб-Минар или Башня Победы. Кутб-Минар строился на протяжении около 175 лет — проект был завершен лишь в 1368 году. В разные периоды работами руководили разные зодчие, в результате чего ярусы башни отличаются друг от друга архитектурной стилистикой. Вся колонна от основания до вершины украшена узорами и надписями, вырезанными на поверхности кирпичей.

В Арабских странах из кирпича возводились купола многочисленных построек, в том числе базаров. Одним из самых живописных является купол базара в иранском городе Табризе.

САМЫЙ БОЛЬШОЙ В МИРЕ КИРПИЧНЫЙ ВИАДУК

Примечательно, что из кирпича строили не только жилые, оборонительные, религиозные или торговые сооружения, но и мосты. Самый большой в мире виадук из кирпича построен в Германии и носит название Гёльчштальбрюкке. При возведении этого железнодорожного моста в период с 1846 по 1851 годы было использовано свыше 26 миллионов кирпичей. Этот строительный материал не был широко распространен в то время, тем не менее председатель комиссии по руководству работами Иоганн Андреас Шуберт, руководствуясь собственным опытом и расчетами, выбрал именно его. И как показывает история, не прогадал. Одним из основных доводов в пользу использования кирпича, помимо его прочности, стало то, что местность строительства была богата месторождениями глины, что снижало затраты на строительные материалы и облегчало их доставку.

В проект не раз вносились изменения, самое существенное из которых — замена симметричных арок в центре конструкции на одну массивную арку. Это было сделано не столько для того, чтобы придать конструкции более эстетичный вид, сколько из-за особенностей грунта, который оказался не таким твердым, как предполагалось.

На сегодняшний день данный мост — часть действующей скоростной магистрали, соединяющей Дрезден и Нюрнберг. Его высота составляет 78 метров, длина — 574 метра, а ширина у основания — 23 метра.

КИРПИЧ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ

Благодаря новым современным технологиям производства кирпича, этот строительный материал вновь стал необычайно популярным и часто используется архитекторами для создания оригинальных форм.

В офисном здании Termeh Commercial Office Building, расположенном в иранском городе Хамадане, из кирпича сделана волнистая крыша, формирующая необычный облик постройки, фасады которой облицованы тем же рыжим кирпичом. Здание как бы вырастает из земли и служит продолжением тротуара.

Кирпич в своих работах использует даже такой оригинал и экспериментатор как Фрэнк Гери. Именно этот материал помог архитектору органично вписать в окружающую среду совершенно ассиметричную конструкцию Музея современного искусства MARTa в немецком Херфорде. Традиционный материал облицовки фасада — классический красноватый кирпич в сочетании с оригинальными металлическими крышами различной формы и высоты символизирует преемственность поколений и в то же время постоянное развитие в искусстве.

Эту же тенденцию взаимопроникновения и органичного сочетания традиций и современности, благодаря использованию в архитектуре кирпича можно увидеть и в недавно построенном корпусе галереи Тейт , спроектированном Herzog & de Meuron. Здесь фасад не такой плавный, как у Гери, а скорее напоминает своей формой грани кристалла, но облицована эта оригинальная форма также кирпичом.

А вот в архитектуре музея Ива Сен-Лорана в Марракеше кирпич выполняет уже другую роль. Фасад, собранный из массивных квадратных кирпичей благодаря оригинальной кладе вовсе не кажется тяжелым, а напротив напоминает легкие кружева, складывающиеся в узор, подобный переплетению нитей в ткани.

Причем кладка кирпича может выполнять не только эстетическую функцию. Необычный кирпичный фасад Центра Южной Азии по правам человека, расположенного в Индии, не только оригинально выглядит, но и защищает внутренние помещения от яркого солнечного света и шума.

В общем, какой бы ни была задумка архитектора, успешно реализовать ее поможет грамотно подобранный материал. Керамический кирпич, благодаря своим свойствам, не только органично вписывается практически в любую конструкцию, но дает возможность создавать новые оригинальные формы. Этому во многом способствуют новейшее усовершенствованное оборудование и технологии производства. В нашей стране одним из признанных лидеров по производству керамических изделий является ГК БРАЕР. Благодаря инновациям, разработанным в собственной лаборатории, качественному сырью, полностью автоматизированному процессу производства, современному европейскому оборудованию на заводах компании производится продукция высокого качества, позволяющая архитекторам воплощать в жизнь самые смелые свои идеи.

«Кирпи́чный стиль» — условное обозначение неоштукатуренных строений периода историзма в России (конец XIX века). Для «кирпичного стиля» характерна замена лепных украшений и штукатурки декором из неоштукатуренного кирпича.

Содержание

Термин [ править | править код ]

Термин введён в употребление позднесоветскими искусствоведами для описания эклектичных построек Виктора Александровича Шрётера. Со временем, отсутствие отделки вошло в моду и «в кирпиче» стали строить здания, которые ныне относят к рациональному модерну, неоклассицизму, псевдорусскому стилю и т. п.

Само по себе отсутствие штукатурки стилеобразующим признаком не является.

История [ править | править код ]

Постройки с неоштукатуренными фасадами встречались в России уже в конце XVIII века — это были в основном производственные и складские сооружения, казармы, парковые павильоны.

В большинстве публикаций под «кирпичным стилем» понимается рационалистическое течение в архитектуре историзма (2-я половина XIX века). При отказе от штукатурки декоративное значение приобретала сама кирпичная кладка: фасады выкладывались из полихромного кирпича, глазурованной керамической плитки, изразцов, терракотовых вставок, нередко использовался природный камень.

Такие постройки были относительно недороги и более «неприхотливы» в условия российского климата, поэтому быстро приобрели популярность в провинции. Таким образом, кирпичный стиль представляет собой рационализацию историзма для массового и утилитарного строительства.

СССР [ править | править код ]

Фасады из красного кирпича без штукатурки строились в массовой архитектуре жилых домов в 1920-е — 1930-е годы в стиле упрощённого конструктивизма и в архитектуре «рядовых» сталинских домов, в первую очередь довоенных. После выхода постановления о борьбе с «архитектурными излишествами» в 1955 году к «излишествам» была отнесена и штукатурка, а многие строившиеся сталинские дома лишились её, получив народное название «ободранные сталинки». С этого момента и до развала Советского Союза все кирпичные жилые дома (хрущёвки, брежневки и т. д.) и большинство других зданий строились без штукатурки, представляя собой типовые функциональные «коробки» из наиболее массового белого силикатного кирпича. В ряде случаев для украшения фасадов с белым кирпичом сочетали цветной, в первую очередь красный, выкладывая из него отдельные части фасада или настенные узоры.

Читайте также:  Декоративная решетка для вентиляции на кухню

Современность [ править | править код ]

Подобная практика применяется и сейчас при кирпичном и монолитно-кирпичном строительстве массового жилья. К кирпичному стилю вышеперечисленные здания обычно не относят.

Войти

Петербургский кирпичный стиль ( часть первая)

Кирпичный стиль, получивший широкое распространение в 1870-90 х годах, отразился на архитектуре очень многих городов, как больших, так и маленьких провинциальных. Его популярность можно объяснить удачным сочетанием дешевизны строительства и эстетики. Архитекторы и инженеры в поисках компромисса между функциональной, конструктивной и художественной составляющими стали использовать кирпич как отделочный материал. Сама по себе кирпичная стена без штукатурного слоя и гипсовых деталей оказалась вполне выразительной за счет рельефной кладки. Поверхность кладки оставалась обнаженной, или отделывалась керамической плиткой. Узор мог быть выложен в два цвета кирпича, вводились детали из керамики и природный камень. Кирпич оказался материалом, хорошо пригодным для сроительства в нашем климате. В те времена были прекрасные каменщики, способные делать из кирпича чудеса и дома в кирпичном стиле до сих пор радуют глаз и выглядят вполне достойно, они точно прошли апробацию временем.

Многочисленные промышленные постройки этого периода выглядят не менее привлекательно, вот , к примеру, заводское здание на Петроградской стороне, бывший завод Гейслера, сейчас завод И.Кулакова на улице Яблочкова. Как затейливо выложены наверху арки из кирпича !


По богатству форм и цвета кирпичный стиль не уступал архитектуре оштукатуренных зданий. Рациональность форм и дешевизна открыла путь массовому строительству больниц, школ, жилых домов, промышленных объектов.

Механический завод Зигеля, архитектор И. С. Китнер.

А вот наши знаменитые Кресты — тюрьма на берегу Невы

Многие здания, когда-то построенные для производств, стали теперь офисными центрами и государственными учреждениями.
Бывшая баня на Большой Пушкарской.

Многие стали памятниками архитектуры

Где же черпали вдохновение зодчие ? Кирпичный стиль развивался рядом с эклектикой и архитекторы творили, обращаясь к культурному наследию прошлых веков. Одним из самых популярных в то время был "русский стиль", творчески перерабатывавший наследие русской архитектуры из кирпича 17 века.
Храм в Коровниках, Ярославль.

Церковь Казанского женского монастыря в Данилове, архитектор Василий Косяков.

Он был особенно популярен в области церковного строительства.
Я приведу в пример не очень известный храм Покрова на Боровой улице.Архитектор Н.Н. Никонов.

"Русский стиль" привнес в кирпичное строительство использование полихромной кирпичной кладки, напоминавшей узоры вышивки крестом, рогожку, плетенку, к поребрику, пояскам, бегунцу, — мотивам, широко использовавшимся в демократическом фольклорном варианте "русского стиля".

Вот этот дом, Угловой переулок, 7 украшен русским орнаментом, который до времен фашизма, когда появилась свастика, воспринимался совсем иначе. Мотив встречается очень часто на русских вышивках, а здесь словно весь фасад дома "вышит "и между окон можно заметить и запретную "свастику". Архитекторы Пранг и Федюшкин проявили знание народных орнаментов.

Мне кажется, что он выжил только потому, что стоит в переулке и не сильно был виден проезжающему по Московскому проспекту начальству.
В 1860 годах рядом с "русским стилем" существовал еще и "византийский стиль". в основном использующийся для строительства храмов в честь святых, праздников и событий, связанных с принятием христианства и в память русско-турецкой войны, они были символами освобождения и единения славянских народов.
Церковь Казанской Богоматери на Охтинском кладбище, 1881-85 год, архитектор Ф.Миллер. Утрачена в 1929 году.

Собор Иоанновского ставропигиального монастыря на Карповке, архитектор Н.Н. Никонов, 1899 год.

Помимо общих форм, арочных окон и характерных византийских куполов, архитектор применяет полосатую кладку из кирпича в два цвета.

Таким образом он отсылает нас к кладке древних византийских храмов, которые выкладывались из кирпича и бута

Церковь Хора в Стамбуле.

Прием был взят на заметку и стал применяться не только в храмовой архитектуре ( см. фотографии бань выше)
Московский проспект

Еще один стиль, совсем экзотический, присутствовал в петербургской архитектуре — "мавританский". В этом стиле были отделаны прекрасные гостиные во многих дворцах. Достаточно вспомнить мавританскую архитектуру в Испании и в памяти всплывут интерьеры Алькасара в Гранаде.

На фасадах зданий применялись различные мотивы, это было время, когда архитекторы вдохновлялись и готикой, и ренессансом, многие тогда путешествовали, фотография познакомила с мировой архитектурой и все интересные элементы архитектуры различных стилей брались на заметку и иногда соединялись свободно. На этом доме "полосатая" арка выложена рельефом.

Вдруг появлялись готические фронтоны.
Васильевский остров

Вырастали замки..
Улица Съезжинская.

Иногда получался перебор, как на этом доме по улице Чехова

Но в Петербурге много других примеров прекрасно выполненных зданий в кирпичном стиле, их мы посмотрим далее..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector